Цель: развитие у учащихся мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу; воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений.
Оборудование: плакат с числами, карточки с числами, 2-3 шарфа, мел, листочки каждому ученику.
План: 1) Разминка 2) Арифметическая физкультминутка «Сумма трех чисел» 3) Игра «Узнай свое число» 4) Арифметическая эстафета «Мгновенный подсчет» 5) Игра «Веселое умножение» 6) Итог
1. Разминка. а) Задачи в стихах 1) К двум зайчатам в час обеда Прискакали три соседа. В огороде зайцы сели И по три морковки съели. Кто считать, ребята, ловок, Сколько съедено морковок? ( 15 морковок) 2) Мы – большущая семья, Самый младший - это я. Сразу нас не перечесть: Маня есть и Ваня есть, Юра, Шура, Клаша, Саша И Наташа тоже наша. Мы по улице идем - Говорят, что детский дом. Посчитайте поскорей, Сколько нас в семье детей?
б) Задачи – шутки 1)В полдень из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но, конечно, значительно медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Тулы?
2) Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? ( Через 72 часа, т.е. ровно через трое суток, будет ночь, значит, солнечны погоды быть не может.)
2. Сумма трех чисел Учащимся показывают плакат ( 19, 11, 25, 6, 7, 13 ). - Какие три числа из помещенных на плакате составят в сумме 50? Побеждает тот, кто первым даст ответ. ( Ответ: 19+6+25=50 ) - Сумма которых равна 45? ( Ответ: 7+13+25=45)
3. Узнай свое число В игре участвуют пять человек. На спине у каждого прикрепляется табличка с каким-либо числом ( 2, 4, 5, 7, 8). Ни один из играющих не знает, какое число ему досталось, но сумму чисел (26). Задача состоит в том, чтобы, подсмотрев числа, прикрепленные к спинам товарищей, подсчитать сумму и определить свое ( недостающее от общей суммы) число. Сделать это нелегко, так как никто из играющих не заинтересован в том, чтобы показать свое число. Поэтому все передвигаются осторожно, стараясь оказаться позади других играющих, чтобы скорее узнать все числа и одновременно скрыть свое.
4. Мгновенный подсчет Из каждого ряда по очереди выходят по одному ученику и пишут пример на вычитание, соблюдая при этом одно условие: уменьшаемое в первой строчке становится вычитаемым во второй, уменьшаемое во второй строчке становится вычитаемым в третьей и т.д. Пример: 13-7= 15-8= 16-2= 18-13= 19-15= 20-16= Надо будет написать 5-6 примеров. Последний ученик подведет черту и напишет под мою диктовку сумму разностей под своим столбиком.
5. Веселое умножение - Кто умеет быстро перемножить два двузначных числа? Все умеем? Проверим? Запишите пример на умножение: 12 умножить на 15. Записали? Тот, кто первым решит пример, пусть поднимет руку. 2-3 ребят, решивших пример раньше других, попросим подойти к доске. - Можете ли вы решить этот пример на доске так, чтобы все видели как это делается? Можете? Очень хорошо. Посмотрим, что у вас получится. Я только забыла вас предупредить об одном условии. Решать пример будете с завязанными глазами. Согласны?
(Выполнить такое задание с завязанными глазами очень трудно. Перемножать приходится, не видя чисел, по памяти. Цифры смещаются, наезжают одна на другую. Это вызывает смех и оживление).