Внедрение модели оздоровления детей средствами физической культуры
Введение
Общеизвестно, что физическая культура обеспечивает двигательную адекватность человека к условиям и требованиям жизнедеятельности, а также учебной, профессиональной, рекреативной деятельности.
Эффективное формирование физической культуры школьников – актуальная проблема современного физического воспитания, которую, по мнению большинства авторов, можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности категорий социального и биологического, гармонии физического (телесного) и духовного (социального). Связующим звеном между социальной средой и организмом человека является личность, характеризующаяся биологическими и социальными качествами.
На наш взгляд успешное решение проблемы формирования физической культуры школьников не представляется возможным без формирования важнейшего её элемента, каковым является потребностно-мотивационно-ценностная сфера (ПМЦС). Дело в том, что формирование физической культуры школьников прямо связано с формированием его физкультурных потребностей, мотивов и ценностей, которые являются побудительной причиной его физкультурной деятельности.
Потребностно-мотивационная и ценностная сфера физической культуры человека складывается и изменяется в процессе жизнедеятельности школьника и, прежде всего, в учебной деятельности. В деятельности рождаются новые мотивы, интересы и потребности, оказывающие обратное влияние на деятельность. Потребностно-мотивационная сфера не может быть сведена ни к одному из видов побуждений, входящих в нее (мотивам, целям, интересам, эмоциям и др.). Потребности, смысл занятий физическими упражнениями и спортом, мотивы, цели, эмоции, интересы постоянно изменяются и вступают в новые отношения друг с другом. Поэтому становление потребностно-мотивационной сферы физической культуры человека есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к занятиям физической культурой и спортом, а стоящее за ним усложнение структуры данной сферы, а также входящих в неё побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними.
Таким образом, без сбалансированной системы таких потребностей, мотивов и ценностей человек не может быть активным и заинтересованным участником физкультурной деятельности, что неблагоприятно сказывается на её результате.
Реализация инновационного проекта «Внедрение модели управления потребностно-мотивационно-ценностной сферой физической культуры личности детей» была направлена на диагностику и коррекцию состояния ПМЦС физической культуры каждого школьника, что является необходимым условием эффективного процесса их физического воспитания.