Воскресенье, 23 Янв 2022, 06:46
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51555


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

ЗВУКИ И БУКВЫ Материал для занимательного повторения
Вы, ребята, наверное, помните, как вы учились писать? Вам хотелось научиться складывать из кубиков: мама – и мама подсказывала: «Первая буква м, слышишь – м-м-м, вторая – а, а-а-а...». Вы долго мучились и наконец запомнили: если хочешь записать звук [а], пиши букву а, если звук [б] – букву б и так далее. А теперь, когда вы уже научились писать, вы знаете, что звук и буква – это совсем не одно и то же.
Оказалось, что звук [а] может произноситься не только там, где написана буква а, но и там, где написано о. Если подружка вам говорит: «Смотри, я нарисовала [сама]», – то не сразу догадаешься, рисовала ли она сома или сама, без помощи мамы. Звук [д] слышится там, где написано д, и там, где написано т, и звук [т] может быть записан теми же буквами: пишется отгадка, а произносится [адгатка].
Вы, конечно, одолели эту премудрость. Хотите – проверьте себя. Вдруг коварные звуки и буквы сумеют сбить вас с толку? (Если вам встретятся незнакомые слова, не забудьте посмотреть их значения в словаре!)

1. Выберите из списка слова, составленные из одинаковых букв, стоящих в «зеркальном» порядке (типа год – дог).

Слова: роза, роса, троп, бар, наст, Азор, рис, дай, спич, сорт, Алиса, пар, сотка, куль, падь, трос, раб, йог, откос, чипс, пять, торс, гой, сила, тяп, лиса, яд, сук, сир, заказ, лук, кус, стан, порт.
(Ответ: роза – Азор, троп – порт, бар – раб, рис – сир, спич – чипс, сорт – трос, йог – гой, сук – кус, заказ – заказ.)

2. Послушайте, из каких звуков состоит слово. Какое слово получится, если поставить те же звуки в обратном порядке?
Пример: як [йак] – Кай.

Слова: шрам, рай, юг, код, ель, кожа, лоб, торг, краб, шёл, ноль, парь, нёс, шил, куль.
(Ответ: марш, яр, куй, ток, лей, ожог, пол, крот, парк, ложь, лён, ряб, Сонь, лыж, люк.)

3. Соберите слова парами. Пары могут быть двух типов. В один тип попадают пары слов, составленных из одинаковых букв, стоящих в «зеркальном» порядке (год – дог). В другой – пары слов, составленных из одинаковых звуков, стоящих в «зеркальном» порядке (як – Кай). Одно и то же слово может входить в две разные пары (руд – дур, руд – тур).
Выпишите в колонку А «графические» пары (типа год – дог), в колонку Б – «фонетические» (типа як – Кай).

Слова: бар, куль, пар, раб, люк, грот, домок, альт, лом, ногу (в.п.), крот, торг, комод, шабаш, лёсс, топот, порог, томат, тля, соль, мол, угон, короб.
(Ответ. А: бар – раб, грот – торг, домок – комод, лом – мол, ногу – угон, шабаш – шабаш, топот – топот; Б: куль – люк, пар – раб, альт – тля, торг – крот, лом – мол, ногу – угон, шабаш – шабаш, лёсс – соль, порог – короб, томат – томат.)

Комментарий для учителя

Основная цель предлагаемых заданий – сделать важнейшую и сложнейшую тему интересной для пятиклас-сников, особенно для тех из них, кто плохо усвоил в начальной школе раздел фонетики и еще нечетко осознает различие между звуком и буквой. В процессе игры звуки и буквы станут для них привычными, войдут в их внутренний мир. Однако у каждого задания есть и особая направленность.

Первое задание – это просто тренировка внимания, столь необходимого и при самопроверке, и при чтении текстов с длинными малознакомыми словами (я, например, помню, как однажды в детстве доложила маме, что днем к нам приходил аллигатор, перепутав его с агитатором).
Обращайте внимание на некоторые типы ошибок, возможные при выполнении первого задания. Так, второпях кто-то может не обратить внимание на количество букв в слове и создать неверную пару сила – Алиса. А другой может невнимательно отнестись к формулировке задания и решить, что порядок расстановки букв значения не имеет; тогда у него при «перевертывании» слова сила получится лиса. Третий – просто из-за неаккуратности – не задумается над порядком букв внутри слова и выберет пару сорт – торс, а не сорт – трос. Четвертый просто будет наугад выбирать похожие слова, и у него появится пара сотка – откос (здесь в перестановке участвуют не буквы, а звуки, и их порядок неправилен). Все эти огрехи, если их не выправить как можно раньше, могут проявляться и в описках, и в ошибках при чтении и письме, и в неверно понятых условиях задач и упражнений.
Обычно ребята охотно играют в такого рода перестановки букв: они любят читать вывески задом наперед, используют тайный язык, в котором каждое слово состоит из букв, расставленных в обратном порядке (эта детская страсть была использована в знаменитом во времена моего детства фильме «Королевство кривых зеркал»). Вы можете рассказать ученикам и о палиндромах типа а роза упала на лапу Азора, которыми увлекались и многие весьма уважаемые взрослые (газета «Русский язык» неоднократно публиковала материалы на эту тему).

Второе задание предлагается ради окончательного психологического закрепления идеи о нетождественности звука и буквы. В задании есть и легкие примеры (типа марш – шрам), и почти шокирующие: например, в паре кожа – ожог ребенок столкнется и с оглушением финального согласного звука, и с редукцией гласного, а в паре шёл – ложь – не только с оглушением финального согласного, но и с нетривиальным поведением всегда твердых согласных, с необязательностью йотации и вообще с фонетической условностью буквы ё, а также с чисто грамматическим употреблением буквы ь.
Объясните ребятам, что самый простой способ справиться с такого рода заданием – это делать транскрипцию. И когда это «занудное» дело станет лишь первым шагом к решению увлекательной задачки, оно пойдет гораздо легче.

Третье задание направлено на интеграцию всех накопленных представлений о графике и фонетике. Как всегда, тщательно выбирать и сортировать то, что свалено в общую кучу, труднее всего. Здесь, конечно же, тоже на помощь должна прийти транскрипция.
Я бы посоветовала вместе с ребятами подготовить для игры домино на больших картонных карточках. На одной половине карточки будет орфографическая запись слова, на другой – его транскрипция. В этой форме игра будет по силам любому классу.

Итоговый результат проведения игры таков. Во-первых, вы увидите, что ваши ученики усвоили как следует, а что – нет. Во вторых, фонетика и графика превратятся для ваших учеников в нечто привычное, больше похожее на пластилин, чем на сложный учебный материал из параграфа школьного учебника. В-третьих, вы наверняка увлечете ребят языковыми играми. Кстати, этим стоит воспользоваться, предложив им придумать аналогичные задания для соревнования с параллельным классом. В-четвертых, в процессе выполнения заданий ребята могут сделать самостоятельные «лингвистические открытия»: увидеть, какие типы звуков никогда не встречаются в позиции конца слова, какие звуки меняются в отсутствие ударения и т.п. (конечно, вы им об этом говорили на уроках, но здесь они это обнаружат сами, а это совсем другое дело).
Успехов вам и вашим ученикам!
Категория: Учителю русского языка | Добавил: sexboy (07 Апр 2012)
Просмотров: 1349 | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
23 Янв 2022
06:46


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Сочинение "Про маму"
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz