Пятница, 28 Янв 2022, 11:39
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51555


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ Без вины виноватый
Щ уже собирался на работу, когда в его дверь грубо постучали. Так стучать могут только официальные лица – почтальоны, дворники, милиционеры и налоговые инспекторы. Не открыть на такой стук – значит почти что признать себя виновным в неведомом преступлении. Так же требовательно начало колотиться сердце, только непонятно где: не то в горле, не то в коленках.
Щ открыл дверь. Тоненький юноша в костюмных брюках и белой рубашке держал в руках небольшой желтоватый листок:
– Простите, вы Щ? – вежливым голоском пропищал молокосос.
– Вас приглашают в Дознавательный центр. Распишитесь в получении повесточки. Явиться просили к одиннадцати. Ладненько?
Щ расписался и пошел глотать валерианку.
В Дознавательный центр время от времени вызывали звуки, произношение которых не совпадало с написанием. Разбирательство шло самое суровое – проходились по всем «косточкам», по всем-всем позициям, такие слова на свет Божий вытаскивали, которые в словарях-то давным-давно запылились и из активного словарного запаса у многих граждан повыпадали. А они тычут в них, к стенке припирают: вот здесь ты есть, здесь тебя нет, хотя должен был когда-то быть, смотри, правильно распределяйся!
Оказалось, что в этот раз разбиралось дело фонемы <ж>. Дело стародавнее, к нему уж давно не обращались, и вот, поди ж ты, вспомнили! И звук Щ должен был проходить свидетелем по этому делу.
– Вы работали в слове дождь? – наставили яркий свет на Щ.
– Да-да, мне частенько приходилось работать в этом слове в прежние времена. Все говорили [дош’], потому что все говорили [даж’и], чередование, понимаете?
– А почему вы теперь пренебрегаете своими служебными обязанностями?
– Вражеские козни, – вдруг вырвалось у Щ.
– Эка вас напугали, – смягчился вдруг допрашивающий. Он поправил лампу, и стало спокойнее. Комната сразу же показала себя: с розовыми занавесочками, диваном в стиле ампир с полочкой для семи слов-слонов, в углу же громоздился массивный коричневый облезлый сейф.
– Вы успокойтесь, – собеседник Щ раскрыл картонную папку. – Вот здесь говорится, что фонема <щ’> парна с фонемой <ж’>: эти мягкие долгие различаются только по одному признаку: глухости – звонкости. Мы проводили широкий опрос: фонема <ж’> давно не появляется на своем рабочем месте: не высылает на работу своих представителей. Вместо езжу [еж’у], визжит [в’иж’ит], дребезжит [дребеж’ит] то и дело говорят е[ж]у, ви[ж]ит, дребе[ж]ать и т.д.
– А кто говорит-то, кого вы спрашиваете? – пришел в себя Щ. – Небось молодежь одну? Чем она дорожит-то, молодежь эта? Ей бы побыстрее – и бежать!
– Что побыстрее? Куда бежать? – опешил Научнослужащий.
Но получить ответ ему не пришлось. Дверь с шумом и криком: «Я обязана быть там!» – распахнулась. Внешний вид вбежавшей безусловно указывал, что это та самая, недавно упомянутая фонема <ж’>.
– Что же вы невиновных вините? Обо мне речь – со мной и разбирайтесь! – бросилась <ж’> в бой. – Не позволю обижать друзей! У меня их так мало, – взгрустнула фонема, выпустив пар.
В наступившей тишине ощущалось недоумение и восторг одновременно. Первым как хозяин положения нашелся Научнослужащий.
– Приношу свои извинения. Надо было вызвать вас обеих, чтобы разобраться в ситуации.
Вот у нас есть целая группа слов, которые находились раньше в ведомстве фонемы <ж’>, а теперь разбежались кто куда. Это слова можжевельник, дрожжи, вожжи, езжу, брызжу, брюзжать, возжечь, позже, мозжечок, визжал.
– Нет, нет, не кто куда, а они частично перешли в ведомство фонемы <ж’> либо в ведомство фонем <з> и <ж>, а часть осталась верна мне.
– А почему вы их не удерживали?
– Чем я их удержу? У них воля не своя, а говорящего!
– А вы-то со своей стороны что можете предложить, чтобы поправить ситуацию?
– Я? – растерялась <ж’>. – Я, – приободрившись продолжала она, – предлагаю поручить вам как представителю научно-правовых органов разобраться в сложившейся ситуации и принять решительные меры.
– Ловко, – прокомментировал Щ. – Мы с вашего позволения отправимся восвояси.
– Да-да, – растерянно пробормотал неузнаваемо изменившийся Научнослужащий.
Через некоторое время в газете «За жизнь» было опубликовано: «Без оглядки, без оговорки рекомендовать <ж> вместо <ж’>... было бы плохо. Это привело бы к разрыву в орфоэпической традиции.

Распространенность произношения – не единственный критерий для орфоэпических рекомендаций. Поэтому прав будет орфоэпист, указав на сосуществование обеих норм в современном русском языке, не надо торопиться убить норму, которая делает живыми поэтические тексты прошлого». И подпись стояла: М.В. Панов.
И еще там были приведены стихи А.С. Пушкина, которые меняют стилистику своего звучания в зависимости от избранного для чтения орфоэпического варианта:

Подъезжая под Ижоры,
Я взглянул на небеса
И воспомнил ваши взоры,
Ваши синие глаза.

А.С. Пушкин читал эти свои стихи друзьям, произнося в слове подъезжая долгий мягкий [ж’]: [пъд’ эиж’а а].

А как читаете вы?
Категория: Учителю русского языка | Добавил: sexboy (07 Апр 2012)
Просмотров: 578 | Теги: учение, УВЛЕЧЕНИЕМ | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
28 Янв 2022
11:39


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Сочинение "Про маму"
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz