Тема «Текст-повествование. Цели урока: 1) подготовить учащихся к написанию текста – повествования о прилете птиц весной, повторить виды текстов, 2) развивать мышление, восприятие, правильную устную и письменную речь, 3)воспитывать доброе отношение к природе Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Вводная беседа
На доске записано слово весна.
Учитель.- Прочитайте слово. Что вы представили, прочитав его?
Дети отвечают.
– На уроке рисования вы в своих рисунках изобразили весну. У всех она получилась разная. Посмотрите ролик и увидите, какая она бывает еще. Просмотр видео ролика о весне. Слайд 3
-Какие чувства вызывает у вас приход весны?
Дети. Радость, веселье.
У. Что вас радует весной?
Д. Прилет птиц, солнце, цветы, тепло.
У. Сегодня на уроке вы должны будете составить тексты о прилете птиц и написать сочинения. 3. Но прежде проведем минутку чистописания. -Назовите непарные согласные звуки русского языка (Н, М, Л, Р) -Уберите сонорный (Р) - Составьте цепочку этих звуков. Чередуйте их, чтобы получилась цепочка (млн, лнм, нлм, нмл, мнл…) -Проследите глазами за мелком, он напомнит вам написание этой цепочки. (слайд 4) - Составьте слова с данными сочетаниями. (миллион, миллионер, миллионный) слайд 5 - Составьте предложение, используя слова «миллион, птицы, весна, возвращение, дом) Каждую весну миллионы птиц возвращаются к себе домой.
-О птицах говорят, что «они прибывают из года в год по одному и тому же расписанию». - Прилет каких птиц уже состоялся? (грачей, скворцов) -Вам удалось в этом году пронаблюдать за ним? (они прилетели ранним утром, 21 марта) 4. Разгадайте анаграммы и узнайте, какие птицы в них спрятаны. -Просмотрите, как разгадывается анаграмма. (слайд6) - А теперь попробуйте сами разгадать. (слайд 7) 5. Беседа «Птицы – красота природы» с просмотром слайдов 8-14 -Голоса каких птиц вы услышали? (грача, скворца, соловья) -Названия каких птиц услышали впервые? (чибис,трясогузка, зяблик) - А птицы все улетают? (нет) - Назовите перелетных и зимующих птиц. (слайд 15) Перелет птиц называется миграцией. 6. Актуализация знаний. Учитель: - Послушайте текст и назовите вид текста. Некоторые виды птиц, обитающих в тех районах земного шара, где зимой наступают холода, совершают миграции: осенью они собираются в стаи и отправляются в места с более теплым климатом. Таких птиц называют перелетными. Однако вовсе не холод заставляет птиц покидать родные места. В основном они улетают из-за недостатка пищи, потому что зимой исчезают растения, насекомые и мелкие животные, которыми они питаются; а в теплых краях еды в это время достаточно. Весной перелетные птицы снова возвращаются на родину, в те же самые места, откуда они улетали осенью. Они вьют гнезда и подготавливают их для будущего потомства. Текст – рассуждение. -Правильно в нем дан ответ, почему птицы покидают родные места. - Сегодня вы напишите текст – повествование. – Так выглядит схема текста – повествования. Такие тексты нам хорошо знакомы. На доске: 1. Начало. 2. Основная часть. 3. Концовка. 7. Давайте вспомним писателя – натуралиста, который хорошо знал птиц, любил за ними наблюдать, сидя с отцом – орнитологом в засаде по несколько часов. Это Виталий Бианки. Слайд 16 В книге «Лесная газета» у него есть рассказ "Великое переселение птиц на родину" Читает учитель. Птицы валом валят с зимовок. Переселение на родину идет в строгом порядке, отрядами, каждый отряд в свою очередь. В этом году птицы летят к нам теми же воздушными дорогами и в том же порядке, в каком летели их предки тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч лет подряд. Первыми трогаются в путь те, что осенью улетели от нас последними. Последними — те, что первыми улетели от нас осенью. Позже других прилетают самые яркие и пестрые птицы: им надо дождаться свежей листвы и травы. Они слишком заметны на голой земле и деревьях, и сейчас еще им не спрятаться у нас от врагов— хищных зверей и птиц. Бесконечной вереницей, каждая в свой черед, своим строем, летят по небу бесчисленные стаи морских и прибрежных птиц. Летят вдоль берегов Африки, через Средиземное море, берегами Пиренейского полуострова, Бискайского залива, проливами, Северным и Балтийским морями. В пути их ждут препятствия и беды. Густые туманы стеной встают перед крылатыми странниками. В сыром мраке птицы теряют дорогу, с размаху разбиваются об острые невидимые скалы. Морские бури ломают их перья, сбивают крылья, уносят далеко от берегов. Внезапные холода сковывают воды,— птицы умирают от голода и стужи. Тысячи их гибнут от жадных хищников — орлов, соколов, ястребов. Множество хищников собирается в это время на Великий морской путь, чтобы поживиться богатой и легкой добычей. Сотни тысяч перелетных падают под выстрелами охотников. Но ничто не может остановить густые толпы крылатых странников; через туманы и все препятствия они летят на родину, к своим гнездам. Не все наши перелетные зимуют в Африке и летят Балтийским путем. Другие летят к нам из Индии, а плосконосый куличок-плавунчик забрался на зиму еще дальше: Америку. Он спешит к нам через всю Азию. От зимней квартиры до его гнезда под Архангельском ему придется пролететь около 15 тысяч километров. Перелет продлится почти два месяца. - Прочтите вопросы слайда 16 и подготовьте ответы на них. 8. Птицам, как и людям хорошо на своей родине. Прочтите пословицы и объясните их смысл. (слайд 18) 9. Физминутка «Берегите зрение» (слайд 19) 10. Стилистическая подготовка. (слайды 20-21) 11. Орфографическая подготовка (слайд 22) 12. Работа по вариантам. (слайд 23) - Выберите задание по своим силам и выполните его. (дифференцированное задание) (заслушать ответы по каждому варианту) 13. Работа с планом, зачитывание опорных слов. (слайд 24) 14. Запись текста – повествования (10-12 предложений) 15. Зачитывание текстов по желанию учащихся. 16. Итог урока.