ЦЕЛЬ: - закрепление навыков правописания сочетания букв, воспроизводящихся на письме всегда в одном и том же виде;
- закрепление навыков правописания гласных после шипящих;
- развитие орфографической зоркости
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания.
1. Учащиеся зачитывают по «цепочке» подобранные тексты, охарактеризовывают их речевые ситуации.
2. Беседа о том, что изучает стилистика.
Вопросы для повторения:
- От чего зависит выбор той или иной речевой ситуации?
- Что изучает наука стилистика?
- С какими речевыми ситуациями вы познакомились на прошлом уроке?
3. Проведение задания «Проверь себя».
Учащиеся записывают текст под диктовку учителя, затем сверяют его написание с записанным правильно текстом на доске, исправляют ошибки и выполняют работу над ошибками.
Мы сидели и наблюдали за тем, как из-за темнеющих очертаний деревьев поднимается раскаленный шар солнца. Вот он уже появился из-за верхушек деревьев, осветил все вокруг. Его лучи потоком хлынули на землю и рассыпались сверкающими огнями. Каждая росинка засветилась удивительным светом. И весь лес переливался, менялся под лучами солнца.
II. Изучение нового материала.
1. Составление таблицы:
После шипящих ж, ш, щ
Пишутся и, у, а
Не пишутся ы, ю, я
Исключения: брошюра, жюри, парашют.
2. Чтение и заучивание теоретического материала на с. 23.
III. Закрепление орфограммы.
1. Выполнение упражнений 54, 55.
2. Повторение других орфограмм, сопоставляя написание и звучание в упр. 56.
3. Запись в два столбика слов с гласными и,у, а после шипящих, которые являются:
4. Списывание предложений {текст заранее записан на доске).
Учащиеся должны выбрать правильное написание, учитывая значение слов.
1. На мачте разв..вался флаг. 2. В отделении в..днелисъ картофельные поля.
3. Растение хорошо разв..вается. 4. Ребята ум..ляли взять их на всю ночь л..вить рыбу. 5. Закр.ми полозья саней, чтобы они не скр.пели.
V. Итог урока.
Учитель. Перечислите орфограммы, которые вы изучили. Приведите примеры на каждое изученное орфографическое правило. Объясните, почему иногда встречаются такие орфографические ошибки как «чюдище», «ночька», «баньтик», «машына» (написание слов демонстрируется на карточках).
VI. Домашнее задание: параграф 10, подобрать и записать по 2-3 примера на изученные орфограммы.