Как в современной жизни существует мода на определенную музыку, на одежду, так и в ссовременной школе многие прогрессивные учителя вводят в свои уроки написание модных синквейнов. Вообще-то их можно писать абсолютно по любому предмету, но все же особую любовь к этому французскому заданию испытывают учителя по русскому языку и литературе. Я тоже решила не отставать от моды и попробовала их писать со своими четвероклашками. Результаты меня поразили.
Что же представляет собой это необычное задание? Когда первый раз слышишь слово "синквейн", то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. Но это не так. В переводе с французского это слово означает стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам. Чтобы составить синквейн, ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме.
Это значит, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определенным правилам:
1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме с у щ е с т в и т е л ь н о г о. 2 строка - два п р и л а г а т е л ь н ы х. 3 строка - три г л а г о л а. 4 строка - фраза, несущая определенный смысл. 5 строка - резюме, вывод, одно(два) слова, существительное(обычно). Например, ДРУЖБА КРЕПКАЯ ВЕРНАЯ объединяет поддерживает лечит Дружба - великая сила СОГЛАСИЕ
На мой взгляд, синквейн - это не способ проверки знаний, как считают некоторые мои коллеги. У него другая задача , причем более универсальная. Синквейн - это способ на любом этапе урока, изучения темы, повторить, что находится у школьника на уровне ассоциаций.
Когда я приступаю к изучению новой темы и в начале урока даю синквейн: "А что вы уже знаете об это? Что думаете?" Анализируя полученные результаты, корректирую представления ребят о данном понятии в ходе изучения темы. В середине урока, когда ребята подустали или тема трудна для восприятия. Предлагаю им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы и узнаю, как идет восприятие школьниками нового материала. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
Изучение темы закончено. Конечно, качество и глубину знаний покажут итоговые работы. А сейчас, в завершении урока - синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей.