Русский язык 1 класс. «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», «чк-чн»
Все статьи для учителей Методические рекомендации Мастер-классы
Учителям Русский язык 1 класс. «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу», «чк-чн»
23.03.2011 > Мастер-классы
Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока русского языка – урока обобщения, систематизации и закрепления знаний на орфографические правила.
Традиционно такие уроки проходят достаточно однообразно и предполагают выполнение учащимися упражнений на отработку навыка написания в соответствии с орфографическими правилами.
Использование образовательного комплекта «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Русский язык. 1, 2 класс» позволяет не только «оживить» психологическую атмосферу на данном уроке, но и организовать активную познавательную деятельность младших школьников, создать ситуацию учения с увлечением. Кроме того, первоклассники поставлены в ситуации, вынуждающие их осуществлять проверку написания данных орфограмм, что развивает навык самопроверки и самоконтроля в учебной деятельности. Методически и дидактически урок организован таким образом, чтобы создавались условия для развития произвольного внимания, фонематического слуха и орфографической зоркости. Учитель может по своему усмотрению осуществлять подбор интерактивных тренажеров и слайдов образовательного комплекта в зависимости от поставленных учебных целей и задач.
Тема урока: Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Тип урока: Закрепление пройденного.
Форма урока: Урок-игра.
Цель урока:Формирование умения проверять данную орфограмму.
Задачи:
Образовательные:
• отработка усвоенного навыка написания данных сочетаний;
Развивающие: • развитие внимания; • развитие фонематического слуха; • развитие орфографической зоркости;
Воспитательные: • через обучающую игру воспитывать интерес к русскому языку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
УЧИТЕЛЬ. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
II. Постановка цели урока
УЧИТЕЛЬ. Посмотрите, кто на этот раз у нас в гостях? УЧЕНИКИ. Летучий мышонок Степка. УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы повторим написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Будьте внимательны. Желаю вам успеха!
III. Повторение.
1. «Рифмовки-запоминалки»
УЧИТЕЛЬ. Повторим «Рифмовку-запоминалку» с сочетанием жи-ши. УЧЕНИКИ. Чижи, ужи, ежи, стрижи, Жирафы, мыши и моржи, Машины, шины, камыши- Запомни слоги жи и ши.
2. Задание СТЕПКИ. Слайд 5 урока 5 (Рис. 69)
УЧИТЕЛЬ. Мышонок Степка предлагает вам, ребята, выполнить интересное задание! Какое? Попробуем догадаться сами! УЧЕНИКИ. Подобрать нужные буквы в словах. УЧИТЕЛЬ. Сейчас проверим! Давайте все вместе послушаем Степана!
Дети и учитель слушают задание.
УЧИТЕЛЬ. Ребята, всем понятно, что нужно сделать?
[начальная школа]
Рис. 69.
УЧИТЕЛЬ. Хорошо! Теперь сами выполняете задание, стараясь не ошибиться! УЧИТЕЛЬ. Все справились, молодцы!
3. УЧИТЕЛЬ. Повторим рифмовку с сочетание ча-ща.
УЧЕНИКИ. Чаща, чайка, каланча, Роща, чаща и свеча, Пища, чайник, чашки, чай – Как напишешь? Отвечай!
4. Задание СТЕПАНА. Слайд 13 урока 5 (Рис. 70)
УЧИТЕЛЬ. А теперь перейдем к выполнению следующего задания. Послушаем Степу. Это задание выполняем не только на правильность, но и на скорость! Те, кто справятся быстрее всех и выполнят все правильно, получат сюрприз от Степана – живописные фотографии тропических бабочек, которых он фотографировал в густой чаще тропического леса.
[начальная школа]
Рис. 70.
Дети быстро выполняют задание. Учитель корректирует деятельность детей, следя за тем, чтобы «скорость» выполнения не оказывала негативного влияния на качество.
УЧИТЕЛЬ. Справились с заданием все ребята, даже если кто-то ошибался, то он быстро находил свою ошибку и исправлял ее. А фотографии от Степана получают Дима, Марина и Надя! На перемене ребята покажут их всем, кому интересно, а сейчас уберут их в портфель!
5. Физкультурная минутка.
Бежит ежик – тупу-туп, Весь колючий, остер зуб! Ёжик, ежик, ты куда? Что с тобою за беда? Ёжик ножками – туп-туп! Ёжик глазками – луп-луп! Слышит ежик – всюду тишь, Чу, скребется в листьях мышь! Беги, беги, ежик! Не жалей ты ножек, Ты лови себе мышей. Не лови наших детей.
6. «Рифмовка – орфографическая пятиминутка»
УЧИТЕЛЬ. Найдите как можно больше орфограмм. Булочка, чашка, чайник, чаек, Кошка Пушинка, конек Воронок, Девочка Ира и мальчик Илья. Сколько здесь правил Нашли вы, друзья?
7. Задание СТЕПКИ. Слайд 8 урока 6 (Рис. 71)
[начальная школа]
Рис. 71.
УЧИТЕЛЬ. Выполняем последнее задание Степана. А проверит это задание сам герой и оставит мне на память запись о работе каждого из вас в компьютерный журнал. Кто справится с заданием быстрее остальных, помогает соседу! Дети выполняют задание Степана.
IV. Рефлексия и оценивание.
УЧИТЕЛЬ. Что мы с вами сегодня делали на уроке? УЧЕНИКИ. Повторяли орфограммы ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн! УЧИТЕЛЬ. Какие задания вам больше всего понравились? Почему? Какие задания вы выполняли с удовольствием, а какие задания с трудом? Ученики делятся впечатлениями о выполнении заданий и своих впечатлениях и переживаниях. УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете, хорошо ли мы поработали на уроке? УЧЕНИКИ. Да! УЧИТЕЛЬ. Как вы догадались? УЧЕНИКИ. Степа нас хвалил, говорил, что мы все выполнили правильно! А некоторым даже подарил подарки!