Тема: Обособленные обстоятельства. Задачи урока: 1) Обобщить знания об обособленных обстоятельствах, формировать опыт организации подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения. 2) Совершенствовать навыки анализа текста; 3) Способствовать воспитанию уважительного отношения к чужому мнению. Ход урока:
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке мы обобщим знания об обособленных обстоятельствах, вспомним правила постановки знаков препинания при них. - Запишите число, тему урока (слайд 1)
II. Новая тема.
- Вспомните, чем могут быть выражены обособленные обстоятельства?
(слайд 2) (одиночными деепричастиями, деепричастным оборотом, именем существительным в косвенном падеже)
(слайд 3) - Прочитайте предложения и сделайте вывод, когда обстоятельства обособляются. (1. Обособляются деепричастные обороты независимо от места глагола-сказуемого. 2. Одиночные деепричастия, а также выступающие в роли однородных членов предложения. (слайд 4) 3. Существительные с предлогами несмотря на, благодаря, согласно, ввиду, вследствие.)
(слайд 5) - Прочитав следующие предложения, сделайте вывод, когда обстоятельства не обособляются. (1. одиночные деепричастия близкие к наречиям. 2. фразеологизмы, в составе которых есть слова, сохраняющие форму деепричастий. 3. если деепричастие утратило глагольное значение и перешло в другой разряд слов – предложное сочетание – начиная с.)
- У вас на столах лежит материал, необходимый для работы на уроке. Прочитаем текст известного прозаика, литературоведа, критика Вересаева Викентия Викентьевича. (слайд 6)
(1) Трудное и запутанное дело – писательство. (2) Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри. (3) Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил он на себя внимание – и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. (8) И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. (5) И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. (6) И нет уж писателя. (7) Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. (8) Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. (9) Придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше. (10) Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. (11) Обычная для него среда – товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. (12) Варка в собственном соку. (13) А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал». (14) Нужно в жизни работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим. (15) – Хорошо, а когда же тогда писать? – спросите вы. (16) – Когда? (17) После работы. (18) В дни отдыха. (19) В месяц отпуска, – отвечу я. (20) Много ли тогда напишешь? (21) – И очень хорошо, что немного. (22) Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно. (23) А так, по совести сказать, взять почти у каждого писателя полное собрание его сочинений – много ли потеряет литература, если выбросит из нее три четверти написанного? (24) Я замечал на себе в начале литературной работы: каждый успех снижает требовательность к себе, с каждым успехом начинаешь писать «легко». (25) И как в это время бывает полезен жестокий щелчок – отказ редакции, суровая встреча критики!.. (26) Просите, товарищи, судьбу, чтоб она была к вам построже и позлее. (По В.Вересаеву) - Найдите в данном тексте обособленные обстоятельства, назовите номера предложений, в которых они находятся. (2, 10). Выпишите эти предложения в тетрадь, объясните знаки препинания. - Какие еще обособленные члены предложения встретились вам в данном тексте? (обособленные определения, выраженные причастными оборотами). Выпишите эти предложения в тетрадь, объясните знаки препинания. - Прежде чем мы продолжим работу с текстом, познакомьтесь с «Планом работы над сочинением», который находится у вас на партах. Сегодня на уроке мы уделим внимание только некоторым композиционным частям сочинения-рассуждения. В раздаточном материале вы так же найдете таблицу «Анализ текста», которую мы с вами должны заполнить. - К какому типу речи относится данный текст? (рассуждение)
1. Определим и сформулируем тему текста. - При формулировке темы обращайте внимание на ключевые слова. - Какие слова, по вашему мнению, являются в тексте ключевыми? (слайд 7) (Ключевые слова: писательство, писатель, пишет.) - Исходя из данных ключевых слов, сформулируем тему данного текста. (слайд 8) (Писательство – вот тема, к которой обращается автор текста). - Запишите формулировку темы в таблицу «Анализ текста». На слайде вы видите клише, которые помогут сформулировать тему в сочинении: (слайд 9) Статья В.Вересаева посвящена… Когда читаешь текст, задумываешься о… … – вот тема, к которой обращается автор текста.
2. Сформулируем основную проблему текста. - Она должна охватывать не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Сформулировать проблему можно двумя способами: в виде вопроса или одним словом (словосочетанием), например, проблема чего? (проблема отцов и детей) - Сформулируем проблему данного текста в виде вопроса. (слайд 10) (Каким же должен быть писатель?) - Запишите формулировку в таблицу «Анализ текста» - Размещенные на слайде клише помогут грамотно записать проблему в сочинении. (слайд 11) Размышляя о писательском труде, автор предлагает нам задуматься над такой проблемой: …? На этот вопрос пытается убедительно ответить автор текста.
3. Определим позицию автора по проблеме. Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. - Помогут определить позицию писателя следующие вопросы: 1) Для чего автор вводит в рассуждение диалог с предполагаемым оппонентом (предложения 14, 22)? ( Оппонент – противник в споре.) - Как вы понимаете слово «оппонент»? (слайд 12) - Обратите внимание, что это слово пишется с «пп». (Переходя от рассуждения к диалогу с предполагаемым оппонентом, автор статьи хочет убедить нас в том, что человек должен заниматься своей основной профессией, а писать в свободное время). 2) Как В.Вересаев решает проблему? Какова позиция автора к данной проблеме? (слайд 13) (Позиция автора такова: для того чтобы быть хорошим писателем, не надо заниматься литературой профессионально: тогда все написанное будет «полноценно, нужно»). - Запишите в таблицу «Анализ текста». - Следующий слайд поможет вам вспомнить композицию сочинения. (слайд 14)
4. В таблице «Анализ текста» приведен образец вступления сочинения по данному тексту, в котором ведется размышление о том, какие книги интересны читателю. Примерное вступление Все мы читаем книги, художественные и научные, интересные и полезные, развлекающие нас и заставляющие задумываться о жизни. И у каждого из нас, наверное, возникал вопрос: почему об одной книге мы забываем на следующий день после прочтения, а к другой постоянно возвращаемся, перечитывая по несколько раз? Думаю, многое зависит не только от нашего восприятия литературы, но и от мастерства автора, его художественной убедительности. - Известны ли вам примеры, когда человек, не являясь профессиональным писателем, добивался признания и любви читателей? Назовите их имена. (А.П. Чехов и М.А. Булгаков были по профессии врачами и долгое время занимались лечением людей. Л.Кэролл, автор книг «Алиса в Зазеркалье» и «Алиса в стране чудес», был математиком, а написание книг было его хобби. В.С. Высоцкий, профессиональный актер, известный стране своими поэтическими произведениями, всю жизнь играл на сцене и в кино. Гениальный русский писатель А.П. Чехов, служа врачом долгие годы, говорил о том, что медицина для него законная жена, а литература – незаконная. И именно благодаря занятию медициной он создал рассказы «Лошадиная фамилия», «Палата № 6», ставшие классическими. По-разному можно относиться к творчеству современного автора детективов А.Марининой, но то, что человек, много лет прослуживший в милиции, старается заинтересовать читателя своей работой, вызывает уважение. И, может быть, романы А.Марининой популярны именно потому, что о тяжелой службе в милиции нам рассказывает не выдумщик, а профессионал, человек знающий и любящий свое дело). - Эти примеры можно привести в качестве аргументов по данной проблеме. - Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Я хотела бы вам сделать подарок в виде небольшого буклета, который содержит «банк» аргументов по проблемам, связанным с ролью искусства и литературы в жизни человека. III. Подведение итогов урока. - Подведем итоги урока. В чем же особенность обособления обстоятельств? - Ребята, скажите, пожалуйста, чем запомнился вам урок, чем понравился (ответы) IV. Домашнее задание: попробуйте написать сочинение-рассуждение по тексту Вересаева.