Суббота, 27 Апр 2024, 06:57
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Ошибки в сочинениях и пути их устранения
Слушатели подготовительных отделений зачисляются в вуз по результатам выпускных экзаменов, которые проводятся по окончании подготовительного отделения. Требования к сочинениям и устным ответам по литературе на выпускных экзаменах те же, что и на конкурсных вступительных экзаменах. Темы для сочинений и вопросы для устных ответов составляются с таким расчетом, чтобы экзаменующийся мог обнаружить уровень своего культурного, интеллектуального и эстетического развития, т. е. обнаружить качества, составляющие понятие «образованный читатель». «Образованному читателю» свойственны: 1) восприятие художественного произведения как факта искусства; 2) умение дать интерпретацию литературного произведения — художественную и логическую; 3) эстетический вкус, т. е. умение отличить истинно художественное произведение от ремесленной поделки. Интерпретация литературного произведения, т. е. умение выразительно читать его, самостоятельно судить о нем, а также толковать его с литературоведческой, эстетической и этической позиций, требует специальных знаний, умений и навыков, а именно: 1) умения ориентироваться в условиях мыслительно-речевой задачи исходя из формулировки темы и своих возможностей, с тем чтобы выбрать наиболее подходящий жанр речи; 2) умения выполнить высказывание в избранной форме (жанре); 3) наличия определенного объема историко-литературных, теоретико-литературных, биографических знаний; 4) отличного знания художественного текста. Некоторые слушатели подготовительных отделений в своих первых ответах и сочинениях допускают ошибки, свидетельствующие о плохом знании литературы, о недостаточно высоком уровне речевой культуры. Однако особую тревогу вызывают разнообразные ошибки, связанные с неэстетическим уровнем восприятия художественного произведения (в этом случае и устный ответ, и сочинение оцениваются баллом «два»). Эстетическое восприятие — это восприятие и оценка художественного произведения как факта искусства, т. е. в единстве формы и содержания (важно и что изображается, и как изображается, и авторская позиция по отношению к изображаемому). При таком восприятии в сознании читателя возникают внеконтекстные образы: читательский образ (образ восприятия), не совпадая с писательским образом, искажает его (например: «Татьяна Ларина — отрицательная героиня, потому что она ленива: «Ее изнеженные пальцы не знали игл"»). Неэстетическим считается и наивно-реалистическое восприятие произведения, когда воспринимается и оценивается предмет первоначального отражения независимо от средств изображения, т. е. герой воспринимается как исторически достоверная личность, а события, составляющие сюжет произведения, — как события самой жизни, без учета условности искусства. Ошибки, обусловленные неэстетическим восприятием художественного произведения, могут быть в любом сочинении, независимо от его жанровой формы. Но есть ошибки, характерные лишь для того или иного жанра. Наиболее распространенными жанрами экзаменационных сочинений являются два: элементарная литературно-критическая статья (рассуждение) и свободные заметки, построенные по принципу разноплановых ассоциативных связей. В сочинениях, написанных в жанре литературно-критической статьи, наиболее типичны ошибки, связанные с незнанием специфических особенностей рассуждения как способа словесного действия, с неумением уяснить тему, а также ошибки, обусловленные неумением составить план рассуждения. В последние годы учащиеся все чаще и чаще пишут сочинения в жанре свободных заметок. Предполагается, что в таком сочинении пишущий, не скованный никакими планами и правилами, имеет больше возможностей раскрыть свое отношение к литературе, к жизни. К сожалению, это не совсем так. Например, в одном из вузов слушателям подготовительного отделения для первого сочинения предлагались две аналогичные темы: «Последняя прочитанная мною книга» и «Об одном стихотворении». Все сорок сочинений были написаны в жанре свободных заметок. Отличных оценок поставлено не было, хороших — одна, удовлетворительных — шесть, плохих — тридцать три. Тридцать три автора написали тридцать три одинаковых сочинения (хотя каждый писал о «своем» произведении) и получили тридцать три рецензии примерно такого содержания: «Сочинение представляет собой пересказ произведения. Комментарий по ходу пересказа обедняет идейно-художественное содержание произведения, «снимает" условность искусства». Сочинение, построенное по принципу разноплановых ассоциативных связей, имеет право на существование: «душу» этого жанра составляет фактическая ценность отдельных замечаний, поражающих читателя или новизной информации, или оригинальностью восприятия, или блеском остроумия. Кто может писать в таком жанре? Очевидно, что большинству слушателей подготовительных отделений рано браться за него. Во-первых, у них нет достаточной суммы достоверных знаний, необходимых как «опоры» мыслительно-речевой деятельности; они допускают ошибки, непростительные в сочинении любого жанра, а в сочинении, рассчитанном на полную самостоятельность мышления, — тем более (нередко не помнят, например, названия стихотворения, о котором пишут как о любимом, не знают, где и когда оно было написано; искажают отдельные места художественного текста, плохо ориентируются в географических названиях). Во-вторых, многие слушатели наивно-реалистически воспринимают художественное произведение, поэтому не могут писать о нем как о произведении искусства — сбиваются на элементарный пересказ, попутно пытаясь выразить «свое мнение». Но именно «своего мнения» фактически у пишущего и нет. Нельзя же считать «своим мнением» заявления такого рода: «Меня глубоко волнует творчество Александра Пушкина, который, по-моему, является «началом всех начал русской литературы". Прекрасным образцом его любовной лирики является стихотворение «Я помню чудное мгновенье". Я считаю это стихотворение шедевром русской поэзии». Самостоятельное суждение — одно из самых высоких достоинств ответа и сочинения. Но оно может быть хорошим и плохим, правильным и неправильным, научным и антинаучным. Очень часто «своим мнением», «самостоятельностью суждений» поступающий в вуз пытается прикрыть незнание литературы, неуважение к ней. Пишущие в жанре свободных заметок, как правило, допускают больше, чем авторы сочинений других жанров, ошибок, свидетельствующих об отсутствии эстетического вкуса, «чувства языка», о примитивизме мышления и речи. Сколько бы мы ни перебирали ошибок в сочинениях и ответах по литературе, какими бы разнообразными они ни казались, есть три главные причины, определяющие их: 1) низкий уровень восприятия художественного произведения; 2) отсутствие достаточной суммы знаний; 3) неразвитость мыслительно-речевых умений и навыков, необходимых для самостоятельной интерпретации художественного произведения; неумение строить высказывание в различных жанрах.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: klichkomen (27 Фев 2012)
Просмотров: 614 | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
27 Апр 2024
06:57


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz