Минутка чистописания. ооеоее ееоеоо 1) – Написание эти букв нам пригодится в словарно – орфографической работе. Что общего у этих букв? (гласные). В чём различие? Продолжите письмо до конца строки. 1. Словарно – орфографическая работа. Откройте тетради, запишите число, классная работа. З а п и с ь н а д о с к е : с…бака гор…д д…ревня …тец п…нал м…дведь - С какой целью выполняем словарно – орфографическую работу? (повторяем написание словарных слов, других орфограмм) - Сто записано на доске? (слова) - Что общего у этих слов? (Все они имена существительные). - На какие группы можно разделить эти слова? (Одушевлённые и неодушевлённые, ж. род и м. род) - Запишите слова, подчеркните орфограммы. (С комментированием, объясняя правило) - Как убедится в том, что мы вставили правильно буквы? (Проверить написание этих слов по словарю.) - Есть в словах орфограммы, написание которых можно проверить? (В словах город и медведь есть орфограмма: написание парной согласной на конце.) Вывод: - Что повторили? (правописание словарных слов и парной согласной на конце слова) 2) - Как вы думаете, почему некоторые буквы подчёркнуты? Что заметили? (Если их соединить, то получится слово.) - Какое это слово? (Корень.) - Какие значения имеет это слово ? (-) Где можно найти значение этого слова, если затрудняемся объяснить сами? (в толковом словаре) - Что можно сказать об этом слове? (Это слово многозначное.) 3. Работа над темой. 1) - Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»? - Что мы называем корнем слова? ( Корень – это общая часть родственных слов.) - Какие слова мы называем родственными? (Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению, называются родственными.) - Определите тему сегодняшнего урока. (Сегодня будем говорить о словах, которые имеют общую часть и близкие по значению.) Задача: распознавать родственные слова, выделять в словах общую часть, уточнить представление о понятии «однокоренные слова». 2) - Образуйте группу слов, связанных со словом рыба (учитель пишет на доске слово рыба, а далее - его производные в порядке их образования детьми) - Небольшая мелкая рыба. (рыбка, рыбёшка) - Рыбная ловля. (рыбалка) - Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак) - Ловить рыбу (рыбачить) - Прочитайте написанные на доске слова. ( Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбак, рыбалка, рыбачить.) - Сравните их и скажите, что в них имеется общего? (В этих словах есть общая часть –рыб-.) - Что можно сказать о значении данных слов? (Данные слова близкие по значению.) - Как называются эти слова? (Родственные) - Докажите (Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению, называются родственными.) - Как обозначим общую часть в словах? » - Можно сказать «выделим корень». - От какого корня образовались все эти слова? (–рыб-) - Подумайте, можно дать другое название словам, образованным от одного и того же корня? (однокоренные) - Как убедится в правильности своего выбора? (прочитать в учебнике правило) Ч т е н и е п р а в и л а в учебнике - Есть ли разница в написании корня в однокоренных словах? (Корень в однокоренных словах пишется одинаково.) - Сделаем вывод: Родственные слова имеют общую часть и близкие по значению. Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные. Корень в однокоренных словах пишется одинаково. 3) – Выполним следующее упражнение с целью развития умения распознавать однокоренные слова и выделять в них корень. - Из каждой строчки выпишите однокоренные слова, выделите корень. Докажите свой выбор. Белка, беленький, белить, водяной, вода, водитель, грусть, печальный и грустить. Где слова родные – однокоренные? Итог: - Какие слова называем однокоренными? Для чего выполняли это упражнение? (Развивали умения распознавать однокоренные слова и выделять в них корень) Физ. минутка Вы, наверное устали? Ну тогда все дружно встали. Напряженье улетело и расслаблено всё тело. Бодро шагаем, руки поднимаем. Наши мышцы не устали И ещё послушней стали. Дышится легко, ровно глубоко. Замедляется движенье, Исчезает напряженье. 4) – Работа в парах. - Перед вами конверт. Что вы перед собой видите. (предложения) Задание: из данных предложений составьте связный текст. Снег укрыл пни и кусты. Вот сугроб. Утром выпал первый снежок. Там спит медведь. - Прочитайте получившийся текст. - Что мы сегодня отрабатываем? (-). Цель следующего задания: - Найти в тексте однокоренные слова доказать свой выбор. Выделить корень. Снег, снежок. - Почему вы сделали такой выбор? Докажите. (В этих словах есть общая часть и общее значение.) - Запишите, выделите корень. Что вы заметили? (Согласные в корне чередуются.) От какого корня образовалось слово «снежок»? (снег) - Какой можно сделать вывод? Вывод: - При образовании однокоренных слов, в корне слова может происходить чередование согласных звуков. - Но мы должны помнить признаки однокоренных слов: общая часть и близкие по значению. 5) Самостоятельная работа. - Кто с уверенностью может сказать, что научился находить однокоренные слова и выделять корень. Напомните признаки однокоренных слов. (-) - Выполним упражнение самостоятельно. Цель: - проверить, как вы умеете самостоятельно распознавать однокоренные слова и выделять в них корень. Задание: - Из каждой строчки выпишите (или подчеркните) однокоренные слова, выделите корень. 1) Нос, носильщик, носик. 2) Берег, бережок, береговой. 3) Мороз, морозный, холод. (Обучающиеся выполняют работу) - Возьмите карточку-образец и сделайте самопроверку. - Оцените свою работу по шкале. - Где можно было допустить ошибку? (В выборе однокоренных слов и в выделении корня) - Что нужно помнить? (признаки однокоренных слов) 4. Итог урока. - Какую цель ставили? (Развивать умения распознавать однокоренные слова и выделять в них корень.) - Расскажите о чём говорили на уроке по плану: - Что такое родственные слова? - Как называется общая часть родственных слов? - Как по – другому можно назвать родственные слова? - Как пишутся корни в однокоренных словах? - Что может происходить с согласными звуками в корне слова? - Какого достигли результата? ( ) - Что помогло достижению успеха? (Вера в свои силы, внимание, знания предыдущего материала, взаимопомощь) - Чью работу на уроке вы могли бы отметить? ( - ) 5. Дома: по выбору задание. 1 уровень: - Выпиши группы однокоренных слов. Выдели корень. Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок. 2 уровень: - Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень. 1. Поле, полка, полевой, полюшко. 2. Орех, орешек, ореховый. 3. Веселый, радость и веселье.