Четверг, 21 Окт 2021, 12:21
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51548


Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Корень слова. Однокоренные слова.
Минутка чистописания. ооеоее ееоеоо 1) – Написание эти букв нам пригодится в словарно – орфографической работе. Что общего у этих букв? (гласные). В чём различие? Продолжите письмо до конца строки. 1. Словарно – орфографическая работа. Откройте тетради, запишите число, классная работа. З а п и с ь н а д о с к е : с…бака гор…д д…ревня …тец п…нал м…дведь - С какой целью выполняем словарно – орфографическую работу? (повторяем написание словарных слов, других орфограмм) - Сто записано на доске? (слова) - Что общего у этих слов? (Все они имена существительные). - На какие группы можно разделить эти слова? (Одушевлённые и неодушевлённые, ж. род и м. род) - Запишите слова, подчеркните орфограммы. (С комментированием, объясняя правило) - Как убедится в том, что мы вставили правильно буквы? (Проверить написание этих слов по словарю.) - Есть в словах орфограммы, написание которых можно проверить? (В словах город и медведь есть орфограмма: написание парной согласной на конце.) Вывод: - Что повторили? (правописание словарных слов и парной согласной на конце слова) 2) - Как вы думаете, почему некоторые буквы подчёркнуты? Что заметили? (Если их соединить, то получится слово.) - Какое это слово? (Корень.) - Какие значения имеет это слово ? (-) Где можно найти значение этого слова, если затрудняемся объяснить сами? (в толковом словаре) - Что можно сказать об этом слове? (Это слово многозначное.) 3. Работа над темой. 1) - Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»? - Что мы называем корнем слова? ( Корень – это общая часть родственных слов.) - Какие слова мы называем родственными? (Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению, называются родственными.) - Определите тему сегодняшнего урока. (Сегодня будем говорить о словах, которые имеют общую часть и близкие по значению.) Задача: распознавать родственные слова, выделять в словах общую часть, уточнить представление о понятии «однокоренные слова». 2) - Образуйте группу слов, связанных со словом рыба (учитель пишет на доске слово рыба, а далее - его производные в порядке их образования детьми) - Небольшая мелкая рыба. (рыбка, рыбёшка) - Рыбная ловля. (рыбалка) - Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак) - Ловить рыбу (рыбачить) - Прочитайте написанные на доске слова. ( Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбалка, рыбак, рыбалка, рыбачить.) - Сравните их и скажите, что в них имеется общего? (В этих словах есть общая часть –рыб-.) - Что можно сказать о значении данных слов? (Данные слова близкие по значению.) - Как называются эти слова? (Родственные) - Докажите (Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению, называются родственными.) - Как обозначим общую часть в словах? » - Можно сказать «выделим корень». - От какого корня образовались все эти слова? (–рыб-) - Подумайте, можно дать другое название словам, образованным от одного и того же корня? (однокоренные) - Как убедится в правильности своего выбора? (прочитать в учебнике правило) Ч т е н и е п р а в и л а в учебнике - Есть ли разница в написании корня в однокоренных словах? (Корень в однокоренных словах пишется одинаково.) - Сделаем вывод: Родственные слова имеют общую часть и близкие по значению. Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные. Корень в однокоренных словах пишется одинаково. 3) – Выполним следующее упражнение с целью развития умения распознавать однокоренные слова и выделять в них корень. - Из каждой строчки выпишите однокоренные слова, выделите корень. Докажите свой выбор. Белка, беленький, белить, водяной, вода, водитель, грусть, печальный и грустить. Где слова родные – однокоренные? Итог: - Какие слова называем однокоренными? Для чего выполняли это упражнение? (Развивали умения распознавать однокоренные слова и выделять в них корень) Физ. минутка Вы, наверное устали? Ну тогда все дружно встали. Напряженье улетело и расслаблено всё тело. Бодро шагаем, руки поднимаем. Наши мышцы не устали И ещё послушней стали. Дышится легко, ровно глубоко. Замедляется движенье, Исчезает напряженье. 4) – Работа в парах. - Перед вами конверт. Что вы перед собой видите. (предложения) Задание: из данных предложений составьте связный текст. Снег укрыл пни и кусты. Вот сугроб. Утром выпал первый снежок. Там спит медведь. - Прочитайте получившийся текст. - Что мы сегодня отрабатываем? (-). Цель следующего задания: - Найти в тексте однокоренные слова доказать свой выбор. Выделить корень. Снег, снежок. - Почему вы сделали такой выбор? Докажите. (В этих словах есть общая часть и общее значение.) - Запишите, выделите корень. Что вы заметили? (Согласные в корне чередуются.) От какого корня образовалось слово «снежок»? (снег) - Какой можно сделать вывод? Вывод: - При образовании однокоренных слов, в корне слова может происходить чередование согласных звуков. - Но мы должны помнить признаки однокоренных слов: общая часть и близкие по значению. 5) Самостоятельная работа. - Кто с уверенностью может сказать, что научился находить однокоренные слова и выделять корень. Напомните признаки однокоренных слов. (-) - Выполним упражнение самостоятельно. Цель: - проверить, как вы умеете самостоятельно распознавать однокоренные слова и выделять в них корень. Задание: - Из каждой строчки выпишите (или подчеркните) однокоренные слова, выделите корень. 1) Нос, носильщик, носик. 2) Берег, бережок, береговой. 3) Мороз, морозный, холод. (Обучающиеся выполняют работу) - Возьмите карточку-образец и сделайте самопроверку. - Оцените свою работу по шкале. - Где можно было допустить ошибку? (В выборе однокоренных слов и в выделении корня) - Что нужно помнить? (признаки однокоренных слов) 4. Итог урока. - Какую цель ставили? (Развивать умения распознавать однокоренные слова и выделять в них корень.) - Расскажите о чём говорили на уроке по плану: - Что такое родственные слова? - Как называется общая часть родственных слов? - Как по – другому можно назвать родственные слова? - Как пишутся корни в однокоренных словах? - Что может происходить с согласными звуками в корне слова? - Какого достигли результата? ( ) - Что помогло достижению успеха? (Вера в свои силы, внимание, знания предыдущего материала, взаимопомощь) - Чью работу на уроке вы могли бы отметить? ( - ) 5. Дома: по выбору задание. 1 уровень: - Выпиши группы однокоренных слов. Выдели корень. Грач, вода, грачиха, лес, грачата, водичка, лесной, водный, лесник, лесок. 2 уровень: - Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуй свой выбор (устно). Выдели корень. 1. Поле, полка, полевой, полюшко. 2. Орех, орешек, ореховый. 3. Веселый, радость и веселье.
Категория: Учителю русского языка | Добавил: FOX_48 (28 Фев 2012)
Просмотров: 5689 | Рейтинг: 1.5/ 13 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
21 Окт 2021
12:21


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Сочинение "Про маму"
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz