Прочитайте отрывок из рассказа В.Драгунского «Англичанин Павля».
– А что, трудный английский язык? – спросил я. – С ума сойти, – вздохнул Павля. – Еще бы не трудный, – вмешался папа. – Там у них сам черт ногу сломит. Уж очень сложное правописание. Пишется «Ливерпуль», а произносится «Манчестер». Безусловно, доля преувеличения в словах папы присутствует. Существует ли разница между правописанием и произношением слов в русском языке? Приведите примеры. Отгадайте, какие слова текста записаны в правой колонке.
Пишется
Произносится
[йа], [йищо], [пишыца] 2. Выборочный диктант.
ЛЕВИТАН
(По мотивам картины «Вечерний звон»)
В глаза бревенчатым лачугам Глядит алеющая мгла, Над колокольчиковым лугом Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный, У окон, около колонн, – Я слышу звон и колокольный, И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу Для новых радостей и сил Твои луга звонят не глуше Колоколов твоей Руси…...
(Н.Рубцов)
1) Прочитайте вслух. Вы услышали звон? Как поэту удалось передать звучание звона? Какие гласные звуки преобладают в тексте стихотворения? 2) Сколько раз встречается в тексте глагол звонить? Поставьте ударение в этих словах. Запомните орфоэпическую норму: звонит, звонят, звонишь – ударение приходится на окончание глагола. 3) Выпишите из стихотворения однокоренные слова, выделите в них корень, продолжите ряд однокоренных слов своими примерами. 4) Если вам понравилось стихотворение Н.Рубцова, выучите его наизусть. 3. Объяснительный диктант.
РЯБИНА
Красненькую ягодку Мне дала рябина. Думал я, что сладкую, А она – как хина. То ли эта ягодка Просто недозрела, То ль рябина хитрая Подшутить хотела?
(И.Токмакова)
Хина – белый порошок горького вкуса, добываемый из коры хинного дерева. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)
1) Подчеркните слова, в которых происходит оглушение согласных. Укажите проверочные слова. 2) Какие звуки обозначает буква я в словах стихотворения? Какой еще звук, не встретившийся в стихотворении, может обозначать буква я? Приведите пример. 4. Зрительный диктант.
КОШКА
Это ничья кошка, Имени нет у нее. У выбитого окошка Какое ей тут житье. Холодно ей и сыро. У кошки лапа болит, А взять ее в квартиру Соседка мне не велит.
(И.Токмакова)
1) Спишите. Над буквами е, ё, я укажите звуки, которые эти буквы обозначают. Расскажите о двойной роли букв е, ё, я, используя примеры из текста. 2) Какими буквами обозначается мягкость на письме? Приведите примеры из текста. 3) Подчеркните слова, в которых только глухие согласные звуки; только звонкие согласные звуки. 5. Объяснительный диктант.
Льет дождь, холодный, точно лед. Кружатся листья по полянам, И гуси длинным караваном Над лесом держат перелет.
(И.Бунин)
1) Запишите. Подчеркните разделительный ь в словах, графически объясните выбор знака. 2) Произведите фонетический разбор слов льет, лед, перелет. Какие звуки обозначает буква ё в этих словах? Почему количество звуков, обозначаемых этой буквой, в разных словах разное? 6. Выборочный диктант.
КАК ДО НЕБЕС ДОБРАТЬСЯ
Что нужно сделать, братцы, Чтоб до небес добраться? За стол сначала надо сесть, Тарелку манной каши съесть, Потом в зеленый лес пойти, Большое дерево найти И вверх По крепким сучьям Подняться к белым тучам. А там На тучу встать ногой, Шагнуть на радугу – другой…... И вот Уже нас не достать, И небеса все наши! Но, повторяю, Начинать Нам надо с манной каши.
(Л.Кузьмин)
1) Прочитайте. Выпишите рифмующиеся слова братцы, добраться. Объясните, почему последние слоги этих слов произносятся одинаково, а пишутся по-разному. 2) В чем фонетическое различие слов съесть, сесть? Определите количество букв и звуков каждого слова. 3) Какие звуки обозначают гласные буквы в рифмующихся словах сучьям, тучам? 4) Найдите в тексте обращение, вводное предложение. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, обратив внимание на знаки препинания в конце предложений. 7. Контрольный диктант.
Много столетий считалось, что вылечиться от укуса тарантула можно только музыкой. Врач являлся к больному с музыкантами. Звучал быстрый, веселый мотив. Больной вставал с постели и танцевал. Считалось, что яд тарантула выделяется с потом. Поэтому чем быстрее и дольше танцевал больной, тем успешнее шло выздоровление. Составлялся даже список музыкальных произведений. Но подходящих мелодий было мало, и стали сочинять специальные для излечения от укуса тарантула. Они так и назывались – «тарантелла». Это были быстрые, веселые мотивы, под которые хорошо танцевалось. Они полюбились людям, и музыканты стали их исполнять не только у постели больных, но и на свадьбах, именинах, разных праздниках. Так родился веселый народный итальянский танец тарантелла.
(По Ю.Дмитриеву) (104 слова)
1) Что же общего у ядовитого паука тарантула и веселого танца тарантеллы? 2) Выполните фонетический разбор слов мотив, яд, являлся.