Цели: 1. Знакомство с основными документами, в которых закреплены права детей. 2. Воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. 3. Научить умению оценивать ситуацию и принимать верные решения, применяя полученные знания. Структура урока. 1. Вступительное слово учителя. 2. Станция «Конвенция о правах ребенка». 3. Станция «Конституция РФ». 4. Станция «Семейный кодекс РФ». 5. Беседа с элементами дискуссии. 7. Заключение. Предварительная подготовка. Учащиеся под руководством учителя изучают Конвенцию о правах ребенка, Конституцию РФ, главу 11 Семейного кодекса РФ. Ход урока: Слайд №3 Эпиграф: «Людям необходимо установить законы и жить по законам, иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей» Платон. 1. Вступительное слово учителя. Дорогие ребята, сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир правопорядка и законности. Основные требования государства к своим гражданам содержатся в законах. Дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите, поскольку сами пока защитить себя не могут. Поэтому правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои, четко зафиксированные права. Детские права не только соответствуют правам взрослого человека, они еще учитывают возможности детского возраста, чисто детские проблемы и трудности. Это зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Если государство подписало конвенцию, то оно обязано выполнять все записанные в ней нормы. Россия подписала этот правовой акт одной из первых. Главная цель Конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения, по сути дела, сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Проводниками в мир правопорядка сегодня выступят учащиеся нашего класса. 2. Станция «Конвенция о правах ребенка».
Учитель. Международное сообщество в этом году отмечает двадцатилетие уникального исторического документа. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Ребята осветят нам основные положения данного документа.
1-й ученик. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка мы имеем право на жизнь (ст. 6); право на имя (ст.7); право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27); право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом (ст.3); право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст.3); право жить и воспитываться в семье (ст. 9,12); право на гражданство (ст.7); право на защиту от экономической эксплуатации (ст.32); право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст.35); право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст.34). Учитель. В реальной жизни, к сожалению, законы очень часто нарушаются. Приведу вам пример: после развода родителей одиннадцатилетняя Мария Щербакова стала проживать в новой семье отца, однако сама девочка хотела остаться с мамой. Вопрос к классу. Какие права ребенка нарушены в данном случае? (Обсуждение проблемы с учащимися) 3. Станция «Конституция РФ».
Учитель. Ребенку от рождения при¬надлежат и гарантируются свободы человека и гражданина не только международным сообществом, но и государством. Роль Конституции как юридического документа весьма велика. Она — основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все остальные законы государства принимаются в точном соответствии с её положениями. Нарушения конституционных положений являются очень серьёзными правонарушениями. Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. — первая в нашей истории демократическая Конституция, заставляющая по-новому осмыслить роль права в жизни человека, общества, объявившая Россию правовым государством. Ребята познакомят вас со статьями данного документа в которых отражены права несовершеннолетних. 2-й учащийся. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (гл.2 ст. 17); основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (гл.2 ст. 17); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (гл.2ст.38); забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (гл.2ст.38); каждый имеет право на образование (гл.2 ст.43); гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (гл.2 ст.43); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (гл.2 ст.43); основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (гл.2 ст.43). Учитель. Давайте обсудим другой пример: Сережа, учащийся 5 класса одной из московских школ, устроил драку во время урока, администрация школы потребовала от его родителей забрать документы ребенка. Вопрос к классу. Насколько правомерны действия администрации школы? Какие права учащегося были нарушены? (Обсуждение проблемы с учащимися) 3. Станция «Семейный кодекс РФ».
Учитель. Семья - самое главное, что есть у ребенка. Дети, лишенные любви родителей и их заботы, не могут стать полноценными членами общества. Семья традиционно рассматривалась как оплот всего необходимого для ребенка – воспитания, содержания, заботы и защиты его самого и его прав. В Семейном кодексе сформулированы основные принципы семейного законодательства, забота о благосостоянии и развитии детей, приоритетная защита их прав и интересов. Какими же правами и благами пользу¬ются дети в соответствии с семейным законодательством РФ? 3-й ученик.
Глава 11 СК РФ содержит перечень прав несовершенно¬летних детей. В частности, несовершеннолетние дети вправе: Жить и воспитываться в семье. Общаться с родителями и другими родственниками. Защищать свои права и законные интересы. Выражать свое мнение. Иметь имя, отчество и фамилию. Изменить свое имя и фамилию. Получать содержание от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые уста¬новлены разделом V СК РФ (имущественное право ребенка). Учитель. Давайте рассмотрим еще один пример: так, Дима Тарасов самостоятельно написал заявление в суд о том, что хочет жить в семье Сергея Шалыгина, и что директор детского дома не отдает его документов, в результате чего он, Дима, не может получить паспорт, медицинский полис, перейти в школу рядом с новым домом. Однако принять у него заявление судья отказалась, сославшись на несовершеннолетие заявителя, а значит, его недееспособность. Вопрос к классу. Какие права Димы были нарушены? (Обсуждение проблемы с учащимися)
5. Беседа с элементами дискуссии. А теперь давайте поговорим о том, каким должно быть гражданское общество и насколько актуальны законы, о которых мы говорили сегодня.
Вопросы для дискуссии: 1. В чем вы видите значение права для любого человека? 2. Приведите свои примеры из жизни нарушения прав несовершеннолетних? 3. Какие основные требования, обеспечивающие права детей, прописаны в положениях Конвенции? 4. Как эти требования отражены в Конституции России? 5. Как вы думаете, какие права и обязанности возложены на несовершеннолетних граждан нашей страны? 6. Заключение. Ребята, сегодня мы совершили увлекательное путешествие в мир гражданского общества. Вы узнали много нового о своих правах. Надеюсь, что вы станете достойными гражданами нашей страны, которые знают свои права и обязанности. Возвращаясь к эпиграфу нашего урока необходимо отметить, что многие мыслители, признавая принцип верховности закона, не забывали о том, что за каждым законом стоят живые конкретные люди. Придумайте свои проекты закона, защищающие права детей, которые вы считаете наиболее актуальными сегодня. Мы обсудим их на следующем классном часе.