· сформировать начальные знания особенностей трудового права, научить работать с нормативно-правовыми документами.
· Сформировать начальные знания о трудовых правоотношениях несовершеннолетнего работника и работодателя;
· научить адекватно анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения ошибок при трудоустройстве на работу;
Развивающая:
· развить логическое мышления и речь учащихся через решение задач по трудовому праву.
· сформировать умения работать и анализировать нормативно-правовые документы,
· грамотно реализовывать на практике свои конституционные права.
Воспитательная:
· повысить уровень правовой грамотности и культуры несовершеннолетних,
· воспитать уважение к праву;
· сформировать представление о культуре труда;
· сформировать активную жизненную позицию учащихся.
Основные понятия:
Право; трудовое право; правоотношения; субъекты права; Трудовой кодекс РФ; несовершеннолетний; труд; право на труд.
Межпредметные связи:
· основы правоведения.
Оборудования и материалы:
компьютер, мультимедийная установка, доска, опорный конспект, нормативно-правовые документы, раздаточный материал, карточки с тестовыми заданиями, вспомогательный материал (жетоны для определения лучшей команды, надписи команд, фанты-задания, песочные часы, вопросы в электронном варианте, аудиозапись)
План урока
ПЛАН (на доске):
I) Трудовые правоотношения
II) Источники трудового права
III) Субъекты трудового права
IV) Права и обязанности работника и работодателя.
V) Трудовые правоотношения несовершеннолетних.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Учитель. Здравствуйте, ребята, тема нашего сегодняшнего урока
«Трудовые правоотношения».
2. Основная часть.
2.1 Беседа.
Учитель: Сегодняшняя тема урока продолжает изучение курса обществознание, в частности раздела «Право». Для лучшего усвоения нового материала, предлагаю вспомнить из ранее изученного и пройденного материала ключевые понятия и определения. Внимание на экран. (Слайд 1. На экране высвечиваются несколько вопросов. Ребятам дается 1 минута для их запоминания.) Предлагаю вам немного поиграть. Ученикам на разносе предлагаются для ответов карточки с вопросами.
Ученики: Ответы
Учитель: На доске выписаны термины, очень часто вы их слышали от родителей, учителей, из СМИ (термины). Я предлагаю вам разобрать их содержание? (термины и определения)
Ученики: Высказывают свое мнение, рассуждают.
Учитель. Итак, обобщая ваши ответы, и изученные ранее темы мы запишем определение
«Трудовое право» - отрасль российского права, регулирующая правоотношения между работником и работодателем и другие непосредственно с ними связанные, производные от трудовых отношения и устанавливающая права и обязанности субъектов трудового права и ответственность за их нарушение.
Учитель: Каждая отрасль права (слайд 2 «Отрасли права») имеет субъектов права. В трудовом праве это работник и работодатель. И соответственно субъекты права будут иметь определенные права и обязанности. Откройте папки «Извлечения из Трудового кодекса» пожалуйста (_______)имя, что говориться в статье (указать ребенку статью для работы) .Спасибо. Хорошо.
А какими же правами и обязанностями будет обладать работодатель. (Имя) пожалуйста,
Учитель: Нормы права содержатся в источниках права. Основными источниками трудового права являются (слайд «Источники ТП»)
Ученики. Ответы учеников (фронтальный опрос)
Учитель: Многие из вас планируют на летних каникулах трудоустроиться и заработать денег. Скажите есть среди вас желающие?
Ученики: Ответы.
Учитель: А где именно?
Ученики: Ответы.
Учитель. Для того чтобы ваша работа была сточки зрения закона правильна и принесла радость за труд и полученную зарплату, следует знать следующее. (Слайд «Труд несовершеннолетних»)
И будучи работниками, следует помнить о рабочем времени (Слайд «Рабочее время» и времени отдых (отдых это – (слайд «Время отдыха»).
Предлагаю и нам сделать перерыв, ведь учебная деятельность – это тоже работа. Физкульт минута (музыкальный фрагмент) «Производственная гимнастика»
Учитель: И вот еще что вы должны знать и, не стесняясь просить, а иногда в тактичной форме и потребовать. Трудовой договор (слайд «Трудовой договор» ) И конечно же трудовая книжка в которой содержится информация о трудовой деятельности работника за весь период его работы. (Демонстрация трудовой книжки)
Наш урок подходит к концу. Я очень надеюсь, что полученная информация вам пригодится, и как говорят мудрые: «Предупрежден, значит вооружен», а мы закрепим изученное. Работа с тестами (2 мин). А теперь проверим ответы (на экране правильные ответы и баллы).(тесты учитель может составить опираясь на Трудовой кодекс и учебник).
И предлагаю вам немного поиграть команда «Работодатель» и команда «Работник». Задание: команда «Работодатель» в течение 1 минуты составляет требования для несовершеннолетних работников, а команда «Работник» после полученной информации предлагает свои условия, на которые смогут выполнить предложенную работу» 1 минута.
3.Итог урока.
Учитель: Итак, подведем итог нашего урока в виде рефлексии, т.е. дадим ему объективную оценку. (Высказываются ученики, учитель). Через пару минут прозвенит звонок минут. Раздаточный материал по теме остается у вас. И хочу задать вам вопрос: почему же эпиграфом урока были слова французского писателя, философа Вольтера «Труд избавляет человека от трех главных зол – скуки, порока и нужды» Домашним задание будет: написать эссе по эпиграфу к нашему уроку. Всем спасибо, до свидания.