Пятница, 26 Апр 2024, 02:43
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю обществознания

Многовариантность общественного развития (типы обществ)
I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация

1. Реформы, их виды и направления.

1.1. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

1.2. Виды реформ:

Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)
Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III)
1.3. Направления реформ

Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)
Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)
Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

2. Революции и их виды.

2.1. Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

2.2. Виды революций:

Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)
Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)

3. Инновации. В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация – рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

4. Модернизация. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации:

«первичная» модернизация (развития западного капитализма).
«вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

II. Классификации (типологии) обществ

1. Различные классификации обществ


Критерий

Типы обществ

Наличие письменности

Дописьменные

Письменные

Число уровней управления обществом и степень его дифференциации

Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных)

Сложные (несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения)

Уровень развития

Развитые, развивающиеся, отсталые общества

Формационный признак

Бесклассовые общество:

первобытное общество,


коммунистическое общество
Классовые общества:

рабовладельческое общество,
феодальное общество,
капиталистическое общество,

2. Формационный и цивилизационный подходы
Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая фор­мация».

Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой

Структура:

Надстройка — это совокупность идеологических от­ношений, взглядов и учреждений (философия, рели­гия, мораль, государство, право, политика и др.), воз­никающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз­действующая на него

Способ производства

Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди всту­пают в процессе материального производства)



Производительные силы — это средства производ­ства и люди, обладающие производственным опы­том, навыками к труду

Производственные отношения – отношения людей, складывающиеся в процессе производства

Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя принад­лежность того или иного общества.

3. Традиционное, индустриальное, информационное общество

Линии сравнения

Традиционное

(доиндустриальное)

Индустриальное

Постиндустри­альное

(инфор­мационное)

Основной фактор производ­ства

Земля

Капитал

Знания

Основной продукт производ­ства

Пища

Промышлен­ные изделия

Услуги

Характер­ные черты производ­ства

Ручной труд

Широкое при­менение меха­низмов, техно­логий

Автоматизация производства, компьютериза­ция общества

Характер труда

Индивидуаль­ный труд

Преимущест­венно стан­дартная де­ятельность

Резкое повы­шение творче­ского начала в труде

Занятость населения

Сельское хо­зяйство — око­ло 75%

Сельское хо­зяйство — око­ло 10%, промышлен­ность — 85%

Сельское хозяй­ство — до 3%, промышлен­ность — около 33%, услуги — около 66%

Основной вид экс­порта

Сырье

Продукты про­изводства

Услуги

Социаль­ная струк­тура

Сословия, классы, вклю­ченность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низ­кая социаль­ная мобиль­ность

Классовое деле­ние; упроще­ние социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур

Сохранение со­циальной диф­ференциации; рост числен­ности среднего класса; про­фессиональ­ная дифферен­циация в зави­симости от уровня знаний, квалификации

Продолжи­тельность жизни

40—50 лет

Свыше 70 лет

Свыше 70 лет

Воздейст­вие челове­ка на при­роду

Локальное, не­контролируе­мое

Глобальное, не­контролируе­мое

Глобальное, контролируе­мое

Взаимо­действие с другими странами

Несуществен­ное

Тесная взаимо­связь

Открытость об­щества

Полити­ческая жизнь

Преобладание монархиче­ских форм правления; по­литические свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова­ния; сочетание самоуправляю­щихся общин и традицион­ных империй

Провозглаше­ние политиче­ских свобод, равенства пе­ред законом, демократиче­ские преобразо­вания; власть не воспринима­ется как дан­ность, от нее требуется обос­нование права на лидерство

Политический плюрализм, сильное граж­данское об­щество; воз­никновение но­вой формы демократии — «демократии консенсуса»

Духовная жизнь

Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое ко­личество обра­зованных людей; борьба с неграмотно­стью

Утверждаются новые ценнос­ти прогресса, личного успе­ха, веры в нау­ку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; подготовка спе­циалистов

Особая роль науки, обра­зования; раз­витие индиви­дуализиро­ванного сознания; непрерывное образование
Категория: Учителю обществознания | Добавил: angel(мфвшл11092) (06 Мар 2012)
Просмотров: 2548 | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
02:43


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz