Конспект урока обществознания по теме "Современная школа", 5 класс
Тема урока: «Современная школа»
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о том, что школа готовит человека к жизни в большом мире, открывает перед ним мир знаний и умений, помогает каждому понять и реализовать себя, используя практический материал из опыта работы МОУ гимназии №19.
Задачи урока: 1. Знакомство с целями гимназического образования на примере Устава МОУ гимназии №19. 2. Изучение особенностей учебного плана МОУ гимназии №19 и соотнесение его содержания с целями гимназического образования. 3. Изучение воспитательного потенциала МОУ гимназии №19 на примере плана воспитательной работы учреждения и соотнесение его содержания с целями гимназического образования. 4. Оценка качества образования в МОУ гимназии №19.
Основные виды деятельности на уроке: 1. Индивидуальное представление творческих работ. 2. Групповая форма работы. 3. Работа с текстом источника.
Основные понятия: Ребенок, обучение, воспитание, качественное образование
Ожидаемые учебные результаты: Обучающиеся должны: - уметь писать творческие работы: мини-сочинение; - уметь высказывать свое мнение; - уметь работать с текстом; - уметь отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы; - уметь соотносить информацию из различных источников.
Оборудование: 1. Мультимедиа. 2. Карточки: бланк ответа. 3. Документы (извлечения): устав гимназии, учебный план гимназии, план работы гимназии. Ход урока:
1. Организационный момент. Учитель: «Мы продолжаем на наших уроках рассматривать ситуации, в центре которых находится ребенок, а именно - «Ребенок в школе». А кого мы называем ребенком? (ребенок - это человек от момента рождения до совершеннолетия). На прошлом уроке по окончании изучения темы «История школьного образования», вы получили домашнее задание: написать мини – сочинение на тему «Однажды во сне я оказался в древней школе». И сейчас у некоторых из вас есть возможность представить нам свою работу, а у всех нас есть возможность еще раз ответить на главный вопрос прошлого урока «Зачем нужна школа?».
2. Проверка домашнего задания. Обучающиеся представляют домашнее задание: мини-сочинение по теме «Однажды во сне я оказался в древней школе». Желательно прослушать мини-сочинения, которые дают представление о школьном образовании в разных странах, в разных цивилизациях (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и т.д.). Тем самым, исключается повтор информации и расширяется информационный кругозор обучающихся. Обязательно по окончании представления каждой работы необходимо задать главный вопрос предыдущего урока: «Так зачем же нужна школа?». Тем самым, мы закрепляем у обучающихся представление об историческом развитии школьного образования, а также этот момент урока является логическим переходом к изучению новой темы.
3. Постановка проблемы. Учитель: «Ребята, а какова роль школы в современном обществе? Выскажите ваши предположения». Обучающиеся высказывают предположения. Например: - школа нужна для того, чтобы ребенку дать знания, которые ему помогут поступить в университет; - школа нужна для того, чтобы помочь ребенку получить престижную работу; - школа нужна для того, чтобы человек не чувствовал себя одиноким в обществе. Учитель, в ходе краткого обсуждения каждого предположения, подводит обучающихся к следующему варианту гипотезы: «Школа в современном обществе нужна для того, чтобы дать качественное образование, т.е. помочь человеку стать хорошим специалистом, быть полезным и необходимым своим близким и обществу в целом». Учитель подводит обучающихся к постановке проблемы урока: «Ребята вы учитесь в МОУ гимназии №19. Мы только что попробовали сформулировать предназначение школы в современном обществе. Как вы думаете, на какой вопрос мы сегодня должны ответить?» Обучающиеся предлагают формулировку главного вопроса урока и с помощью учителя она приобретает следующее содержание: Дает ли гимназия №19 качественное образование своим ученикам?
4. Открытие нового знания. 4.1. Работа с извлечениями из Устава МОУ гимназии №19. Обучающиеся, анализируя текст Устава, выделяют и формулируют цели гимназического образования: - обеспечение самоопределения личности, создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; - формирование и развитие духовно-нравственной личности; - воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека; - формирование навыков здорового образа жизни. Учитель: «Ребята, какие два основных направления в деятельности гимназии мы можем выделить?» Обучающиеся вместе с учителем приходят к выводу: гимназия занимается обучением и воспитанием детей (обучение - процесс по передаче и усвоению знаний; воспитание – процесс формирования качеств личности). 4.2. Работа в группах. Учитель: «А сейчас мы с вами, исследуя очень важные документы, а именно: учебный план, план работы гимназии на 2011-2012 учебный год, должны будем определить, какие средства используются в гимназии для того, чтобы достичь поставленных целей. Работать будем по группам. 1 группа: обучение – работа с учебным планом 5-7 классов. 2 группа: обучение – работа с учебным планом 8-11 классов. 3 группа: воспитание – работа с планом воспитательной работы гимназии: реализация воспитательной системы. 4 группа: воспитание – работа с планом воспитательной работы гимназии: реализация программы «Внедрение модели ОАШ». Формируются группы. Дальнейшая деятельность осуществляется в соответствии с технологией работы в группах. Учитель: «В течение некоторого времени (учитель озвучивает время в зависимости от темпа работы обучающихся, но не более 7 минут) вы определяете средства и соотносите их с целями, заполняя бланк ответа. По окончании работы вам необходимо представить результаты своей деятельности. Ваш ответ должен начинаться таким образом: мы считаем, что учебный план (план воспитательной работы) направлен, прежде всего, на достижение следующей цели гимназического образования …». 4.3. Представление работы в группах. На данном этапе необходимо соотнести результаты работы группы с полным исследованием вопроса, подготовленного учителем, и представить их всему классу. 4.4.Вывод. Учитель просит обучающихся ответить на вопрос: «Соответствует ли содержание образования в гимназии заявленным целям?»
5. Итог урока. Учитель просит обучающихся дать оценку образованию в МОУ гимназии №19, используя информацию, полученную на уроке, и собственный опыт обучения в гимназии. Предполагается, что обучающиеся дадут положительную оценку деятельности гимназии (в гимназии можно получить качественное образование). Учитель подводит обучающихся к выводу: гимназистам необходимо хорошо учиться.
6. Домашнее задание: п.19. вопрос №4: написать мини-сочинение на тему «Хорошо учиться – это значит …».
Используемая литература: 1. Кравченко, А. И., Певцова, Е. А. Обществознание: учебное пособие для 5 кл. – М.: Русское слово, 2009. 2. Устав МОУ гимназии №19 г. Липецка 3. План работы МОУ гимназии №19 г. Липецка
НМТ учителя: «Формирование на уроках обществоведческого цикла социальных ключевых компетентностей личности ученика, обеспечивающих ее эффективную самореализацию и социальную адаптацию».