Суббота, 31 Июл 2021, 15:13
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51545


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю химии

Урок-путешествие «В мире кислот». 8 класс
МОУ "Лицей №43" г.Саранска http://www.licey43.ru/
Сысманова Н.Ю.

Цель: Совершенствовать знания о составе и классификации кислот, названии их солей, способствовать умению учеников применять свои знания в более сложной ситуации.

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, индикаторная бумага, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин, карточки с формулами кислот, яблоко, лимон, йогурт, клей силикатный, борная кислота, мел.

Маршрут путешествия: (записан на доске)

1. Станция информационная.

2.Станция экспериментальная.

3.Станция историческая.

4.Станция практическая.

5.Станция дегустационная.

ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы больше узнать о кислотах - необычных неорганических веществах. Девизом нашего путешествия будут слова Гёте: « Просто знать - ещё не всё, знания нужно уметь использовать».Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Итак, первый вопрос:

-- Что такое кислоты? (сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка).

-- Сколько атомов водорода может быть в кислотах? Как их классифицируют по данному признаку? (одно-, двух-, трёхосновные). Приведите примеры.

-- Чем можно заместить водород? Что при этом получается? (металлами; соли).

-- Дайте определение солей. (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка).

I.Станция информационная (от неё отправляемся в путь).

1. Работа по карточкам (устно по цепочке): один ученик называет кислоту, которую показывает учитель, другой - название её соли.

2.Записи в тетради: ученик у доски пишет кислоты, а остальные в тетради

(проверка по доске).

-- На какие две группы можно поделить кислоты по составу кислотного остатка? (кислородосодержащие и бескислородные). Примеры.

--Какое агрегатное состояние могут иметь кислоты? (жидкое - большинство).

Учитель: Существуют и твёрдые кислоты, и те которые сразу разлагаются с образованием газов. Отправимся на другую станцию.

II.Станция экспериментальная.

Демонстрация борной кислоты - белое кристаллическое вещество, используется в медицине для дезинфекции, в кожевенном производстве.

Опыт 1. К силикатному клею приливаем раствор соляной кислоты, выпадает белый студенистый осадок кремниевой кислоты (H2SiO3).

Опыт 2. К мелу приливаем раствор соляной кислоты, наблюдаем выделение углекислого газа.

1. Записи в тетради.

а) кислоты твёрдые (борная- H3BO3, фосфорная-H3PO4, кремниевая-H2SiO3).

б) кислоты, которые разлагаются: H2CO3 --- H2O + CO2

H2SO3 --- H2O + SO2

Учитель: - Как отличить кислоты от других веществ? (индикаторами).

- Какие вы знаете индикаторы? (синий лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, индикаторная бумага).

Демонстрация индикаторов.

Опыт 3. В три пробирки с водой, гидроксидом натрия и соляной кислотой опустить индикаторную бумагу. Записать, как она меняет свою окраску.

Опыт 4. В эти же пробирки добавить фенолфталеин. В одной из них раствор становится малиновым - это щёлочь.

Опыт 5. В три пробирки нальём те же вещества и добавим синий лакмус. В кислой среде он покраснел. Добавим метиловый оранжевый - в кислой среде раствор розовый, в щелочной - жёлтый.

Рассказ учителя об открытии индикаторов Робертом Бойлем.

Учитель: Вы теперь можете определить кислоты с помощью индикатора. А задумывались ли вы, почему они названы кислотами? Чтобы об этом узнать мы отправимся на следующую станцию.

III. Станция историческая.

В 1772 году Дж. Пристли показал, что при действии на поваренную соль концентрированной серной кислотой выделяется бесцветный газ, который может быть собран над ртутью и растворён в воде. Этот раствор назвали «муриевая кислота» (мурия - рассол, солёная вода). Кислотой мурия Пристли назвал соляную кислоту; её до сих пор так называют.В 1756 году М.В. Ломоносов назвал раствор газа HCl в воде - соляной кислотой.В 1778 году А.Л.Лавуазье предположил, что кислоты - вещества, содержащие кислород. В чём он был неправ? (есть бескислородные кислоты, кислород содержится также в оксидах, основаниях, солях).

В 1814 году Г.Деви высказал мнение, что атом водорода - необходимая активная частица кислот, но атом водорода должен замещаться на металл.

Домашнее задание: А какую кислоту называют «купоросным» маслом? Почему? (серную, так как была получена из её солей - купоросов).

А теперь применим все свои знания на деле - на станции практической.

IV. Станция практическая (задания записаны на карточках).

1. Выпишите и распределите вещества по классам неорганических соединений:FeSO4, CuO, HPO3, NaOH, Ca(OH)2, HF, NaCl, Na2CO3, Al(OH)3, WO3, HClO4.

2.Составить оксиды, соответствующие кислотам, основаниям:

HPO3 --- P2O5 Ca(OH)2 --- CaO

HClO4 --- Cl2O7 Al(OH)3 --- Al2O3

NaOH ---

Na2O

3. Какие гидроксиды соответствуют оксидам:

CuO --- Cu(OH)2 SO2 --- H2SO3 WO3 --- H2WO4

4. Найдите «лишнее» вещество в каждом ряду. Почему вы так думаете?

а) HCl, HNO3, HPO3 в) H2SiO3, HJ, NaOH

б) HBr, H2SO4, HNO2 г) LiOH,

KOH, Cu(OH)2

5. На какие ионы распадаются выделенные вещества:

HCl --- H+ + Cl-

NaOH --- Na+ + OH-

H2SO4 --- 2H+ + SO2- Cu(OH)2 --- на ионы не распадается

Домашнее задание: (проверка по учебнику О.С. Габриелян) упражнение №4, стр.74.

Написать кислоты, которые соответствуют оксидам:

N2O3 --- HNO2 FeO --- Fe(OH)2

N2O5 ---HNO3 MgO --- Mg(OH)2

SO3 --- H2SO4 Na2O --- NaOH

CO2 --- H2CO3

NO и CO - кислот не образуют

Упражнение№5, стр.74.(расчётные задачи проверяются устно)

ν(H2SO4)=m/M=490г/98г/моль=5 моль

ν(H3PO4)=9,8г/98г/моль=0,1 моль

Учитель: вы хорошо потрудились, можем отправляться на последнюю - самую «вкусную» станцию.

V. Станция дегустационная.

«Вкусные» кислоты - кислые на вкус, сладки (записаны на доске).

Уксусная - H4C2O2 (CH3 - COOH)

Молочная - H6C3O2 (CH3 - CH - COOH)OH

Яблочная - H6C4O5

Винная (виноградная) - H6C4O6

Лимонная - H8C6O7

Щавелевая - H2C2O4 (HOOC - COOH)

Муравьиная - H2CO2 (H - COOH)

- Чем они все похожи?

- Где вы встречали эти кислоты?

- Какие из них пробовали на вкус?

Попробуйте три из них: вручаются призы - яблоко, лимон, йогурт, витамин С (аскорбиновая кислота).

VI. Вывод по уроку:

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

Домашнее задание: подготовка к диктанту «Кислоты», Упражнение №3, стр.74.
Категория: Учителю химии | Добавил: almar71 (02 Апр 2012)
Просмотров: 1085 | Теги: класс, кислот»., «в, мире, урок-путешествие | Рейтинг: 1.0/ 4 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
31 Июл 2021
15:13


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Сочинение "Про маму"
Библиографический обзор литературы о музыке
Сценарий Осеннего бала для старшеклассников "...
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz