Цель: Совершенствовать знания о составе и классификации кислот, названии их солей, способствовать умению учеников применять свои знания в более сложной ситуации.
Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, соляная кислота, гидроксид натрия, индикаторная бумага, синий лакмус, метилоранж, фенолфталеин, карточки с формулами кислот, яблоко, лимон, йогурт, клей силикатный, борная кислота, мел.
Маршрут путешествия: (записан на доске)
1. Станция информационная.
2.Станция экспериментальная.
3.Станция историческая.
4.Станция практическая.
5.Станция дегустационная.
ХОД УРОКА.
Вступительное слово учителя: Сегодня мы отправимся в путешествие, чтобы больше узнать о кислотах - необычных неорганических веществах. Девизом нашего путешествия будут слова Гёте: « Просто знать - ещё не всё, знания нужно уметь использовать».Вы должны будете показать, как умеете использовать свои знания в различных ситуациях. Итак, первый вопрос:
-- Что такое кислоты? (сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка).
-- Сколько атомов водорода может быть в кислотах? Как их классифицируют по данному признаку? (одно-, двух-, трёхосновные). Приведите примеры.
-- Чем можно заместить водород? Что при этом получается? (металлами; соли).
-- Дайте определение солей. (Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка).
I.Станция информационная (от неё отправляемся в путь).
1. Работа по карточкам (устно по цепочке): один ученик называет кислоту, которую показывает учитель, другой - название её соли.
2.Записи в тетради: ученик у доски пишет кислоты, а остальные в тетради
(проверка по доске).
-- На какие две группы можно поделить кислоты по составу кислотного остатка? (кислородосодержащие и бескислородные). Примеры.
--Какое агрегатное состояние могут иметь кислоты? (жидкое - большинство).
Учитель: Существуют и твёрдые кислоты, и те которые сразу разлагаются с образованием газов. Отправимся на другую станцию.
II.Станция экспериментальная.
Демонстрация борной кислоты - белое кристаллическое вещество, используется в медицине для дезинфекции, в кожевенном производстве.
Опыт 1. К силикатному клею приливаем раствор соляной кислоты, выпадает белый студенистый осадок кремниевой кислоты (H2SiO3).
Опыт 2. К мелу приливаем раствор соляной кислоты, наблюдаем выделение углекислого газа.
Опыт 3. В три пробирки с водой, гидроксидом натрия и соляной кислотой опустить индикаторную бумагу. Записать, как она меняет свою окраску.
Опыт 4. В эти же пробирки добавить фенолфталеин. В одной из них раствор становится малиновым - это щёлочь.
Опыт 5. В три пробирки нальём те же вещества и добавим синий лакмус. В кислой среде он покраснел. Добавим метиловый оранжевый - в кислой среде раствор розовый, в щелочной - жёлтый.
Рассказ учителя об открытии индикаторов Робертом Бойлем.
Учитель: Вы теперь можете определить кислоты с помощью индикатора. А задумывались ли вы, почему они названы кислотами? Чтобы об этом узнать мы отправимся на следующую станцию.
III. Станция историческая.
В 1772 году Дж. Пристли показал, что при действии на поваренную соль концентрированной серной кислотой выделяется бесцветный газ, который может быть собран над ртутью и растворён в воде. Этот раствор назвали «муриевая кислота» (мурия - рассол, солёная вода). Кислотой мурия Пристли назвал соляную кислоту; её до сих пор так называют.В 1756 году М.В. Ломоносов назвал раствор газа HCl в воде - соляной кислотой.В 1778 году А.Л.Лавуазье предположил, что кислоты - вещества, содержащие кислород. В чём он был неправ? (есть бескислородные кислоты, кислород содержится также в оксидах, основаниях, солях).
В 1814 году Г.Деви высказал мнение, что атом водорода - необходимая активная частица кислот, но атом водорода должен замещаться на металл.
Домашнее задание: А какую кислоту называют «купоросным» маслом? Почему? (серную, так как была получена из её солей - купоросов).
А теперь применим все свои знания на деле - на станции практической.
IV. Станция практическая (задания записаны на карточках).
1. Выпишите и распределите вещества по классам неорганических соединений:FeSO4, CuO, HPO3, NaOH, Ca(OH)2, HF, NaCl, Na2CO3, Al(OH)3, WO3, HClO4.
2.Составить оксиды, соответствующие кислотам, основаниям:
HPO3 --- P2O5 Ca(OH)2 --- CaO
HClO4 --- Cl2O7 Al(OH)3 --- Al2O3
NaOH ---
Na2O
3. Какие гидроксиды соответствуют оксидам:
CuO --- Cu(OH)2 SO2 --- H2SO3 WO3 --- H2WO4
4. Найдите «лишнее» вещество в каждом ряду. Почему вы так думаете?
а) HCl, HNO3, HPO3 в) H2SiO3, HJ, NaOH
б) HBr, H2SO4, HNO2 г) LiOH,
KOH, Cu(OH)2
5. На какие ионы распадаются выделенные вещества:
HCl --- H+ + Cl-
NaOH --- Na+ + OH-
H2SO4 --- 2H+ + SO2- Cu(OH)2 --- на ионы не распадается
Домашнее задание: (проверка по учебнику О.С. Габриелян) упражнение №4, стр.74.
Написать кислоты, которые соответствуют оксидам:
N2O3 --- HNO2 FeO --- Fe(OH)2
N2O5 ---HNO3 MgO --- Mg(OH)2
SO3 --- H2SO4 Na2O --- NaOH
CO2 --- H2CO3
NO и CO - кислот не образуют
Упражнение№5, стр.74.(расчётные задачи проверяются устно)
ν(H2SO4)=m/M=490г/98г/моль=5 моль
ν(H3PO4)=9,8г/98г/моль=0,1 моль
Учитель: вы хорошо потрудились, можем отправляться на последнюю - самую «вкусную» станцию.
V. Станция дегустационная.
«Вкусные» кислоты - кислые на вкус, сладки (записаны на доске).
Уксусная - H4C2O2 (CH3 - COOH)
Молочная - H6C3O2 (CH3 - CH - COOH)OH
Яблочная - H6C4O5
Винная (виноградная) - H6C4O6
Лимонная - H8C6O7
Щавелевая - H2C2O4 (HOOC - COOH)
Муравьиная - H2CO2 (H - COOH)
- Чем они все похожи?
- Где вы встречали эти кислоты?
- Какие из них пробовали на вкус?
Попробуйте три из них: вручаются призы - яблоко, лимон, йогурт, витамин С (аскорбиновая кислота).
VI. Вывод по уроку:
-Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
Домашнее задание: подготовка к диктанту «Кислоты», Упражнение №3, стр.74.