Рабочая программа по химии 10 класс профильный уровень
1. Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа курса «Органическая химия» в 10 классе профильного направления рассчитана на 1 часа в неделю, общее число часов – 34 и соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по химии. Преподавание ведется по УМК автора О.С. Габриеляна по индивидуальным учебным траекториям.
Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей: • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира; • овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии; • воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений; • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией. Приоритетной задачей модернизации общего образования является достижение нового современного качества и эффективности образования. Новое современное качество образования предполагает не только усвоение обучающимися суммы знаний, умений и навыков, но и формирование ключевых компетентностей. В связи с этим, на рассмотрение некоторых тем курса увеличено количество часов. При изучении ключевых тем курса большое внимание уделяется прикладной роли химии, ориентируя тем самым на выбор будущей профессии. Особое внимание уделяется решению расчетных и экспериментальных задач. Как показывает практика последних лет, уровень выполнения заданий ЕГЭ по химии понизился, поэтому уделяется немало времени на выполнение нестандартных заданий уровня В и С.
2. Требования к уровню подготовки
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии 10 класс (профильный уровень). Знать и понимать: - важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональные группы, изомерия, гомология; - основные теории химии: строение органических соединений; - важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки пластмассы. Уметь: - называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений; - характеризовать: строение и свойства изученных химических соединений; - объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ; - проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников медиаресурсов; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; - определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и их последствий; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; - безопасность обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников
Контроль уровня обученности: Формы контроля
Основные формы контроля – тестовые работы, решение расчетных задач, разбор заданий части В и С из материалов ЕГЭ прошлых лет.
3. Календарно - тематический план
№ п/п Наименование темы Всего часов
1. Введение 2 2. Тема 1. Строение и классификация органических соединений 3 3 Тема 2. Химические реакции в органической химии 1 3. Тема 3. Углеводороды 9 4 Тема 4. Кислородсодержащие органические соединения 11 5 Тема 5. Азотсодержащие органические соединения 4 6 Тема 6. Повторение 5 Итого 34
4. Список литературы 1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010г. 2. «Химия. 10 класс – профильный уровень»: О.С.Габриелян, Ф.М.Маскаев, С.Ю. Понаморев, В.И. Теренин; - М.: Дрофа. – 2002 год 3. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия 10 класс: Настольная книга. – М.: Дрофа, 2004 год; 4. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Е.ЕОстроумова Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях, 10 класс. – М.: Дрофа, 2003 год; 5. .О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова Химия 10 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику. – М.: Дрофа, 2003 год; 6. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов Химия, Методическое пособие 10 класс; - М.: Дрофа, 2001 год; 7. М.А.Рябов, Р.В.Линко, Е.Ю.Невская Тесты по химии к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия 10 класс»; - М.:«Экзамен» 2006 год; 8. О.С.Габриелян, А.В. Яшукова «Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна и др. «Химия 10 класс» (базовый уровень); - М.: Дрофа 2007 год 9. ;О.С.Габриелян, Л.П. Ватлина «Химический эксперимент в школе 10 класс»; - М.: Дрофа. – 2005 год.
5. Поурочное планирование
Введение. Предмет органическая химия - 2 часа.
№ п./п. № урока Тема урока Тип урока Основные понятия Требования к уровню подготовки обучающихся Деятельность учителя и учащихся Дата проведения
1 1 Состояние электрона в атоме. Электронно – графические формулы Урок формирования новых знаний Электронное облако и орбиталь, их формы. Электронные и электронно – графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Знать: понятия: атом, атомные орбитали.
Составление электронно – графических формул
2 2 Свойства ковалентной связи. Механизм образования и механизм разрыва ковалентной связи. Урок формирования новых знаний Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования, электроотрицательность, степень окисления, валентность, ионная, водородная, металлическая связь. Типы связей в молекулах органических веществ и способы их разрыва. Механизм образования ковалентной связи. Ионный и свободно радикальный разрыв ковалентной связи. Знать: понятия: связь, ковалентная связь, Уметь: определять тип химической связи, объяснять природу и механизмы образования и разрыва ковалентной химической связи.
Тема 1: Строение и классификация органических соединений – 3 часа.
№ п./п. № урока Тема урока Тип урока Основные понятия Требования к уровню подготовки обучающихся Деятельность учителя и учащихся Дата проведения
3 1 Многообразие органических веществ. Типы номенклатур. Урок практикум Классификация органических соединений по строению углеродной цепи, по наличию или отсутствию кратных связей, по типу атомов в цепи, по функциональным группам, по молекулярной массе. Номенклатура тривиальная (историческая), рациональная, международная ИЮПАК. Принципы составления названий по рациональной номенклатуре: производное от простейшего представителя ряда, алфавитный порядок перечисления заместителей. Принципы составления названия органического соединения по номенклатуре ИЮПАК: выбор главной цепи, старшинство заместителей. Знать: понятия: углеродный скелет. Уметь: определять принадлежность вещества к различным классам органических соединений, называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре
Работа с карточками, тестирование
4 2 Решение расчетных задач по теме: «Вывод формул органических соединений». Урок практикум Алгоритмы решения задач на вывод формул органических соединений. Уметь: проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. Составление алгоритмов к задачам и применение их на практике
5 3 Изомерия органических соединений. Комбинированный урок Изомерия структурная и пространственная. Изомеры. Знать: понятия: углеродный скелет, изомерия, изомер, структурная и пространственная изомерия. Уметь: называть органические соединения – изомеры по «тривиальной» и международной номенклатуре, определять изомеры и гомологи.
Индивидуальная и групповая работа по дидактичес-ким карточкам
Тема 2: Химические реакции в органической химии – 2 часа.
№ п./п. № урока Тема урока Тип урока Основные понятия Требования к уровню подготовки обучающихся Деятельность учителя и учащихся Дата проведения
6 1 Типы реакционноспосбных частиц и механизмы реакций в органической химии. Урок формирования новых знаний Типы химических реакций в органической химии. Радикал, электрофил, нуклеофил. Механизм реакции. Знать: понятие: основные типы реакций в органической химии: радикал, нуклеофил, электрофил, механизм реакции. Уметь: определять типы химических реакций в органической химии.
Работа с раздаточным материалом.
7 2 Взаимное влияние атомов в молекуле. Урок формирования новых знаний Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. Индуктивный эффект, мезомерный эффект. Поляризация связи. Знать: понятие: индуктивный и мезомерный эффект. Уметь: объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул.
Составление алгоритмов
Тема 3: Углеводороды - 13 часов.
№ п./п. № урока Тема урока Тип урока Основные понятия Требования к уровню подготовки обучающихся Деятельность учителя и учащихся Дата проведения
8 1 Химические свойства алканов. Кинетика и механизм свободно – радикальных цепных реакций. Комбинированный урок Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, дегидрирование, окисление, изомеризация. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Понимать: основные типы реакций алканов. Уметь: определять типы химических реакций алканов, характеризовать строение и свойства углеводородов, объяснять природу и способы образования химической связи.
Организация индивидуальной работы с текстом
9 2 Получение алканов синтетическими способами. Комбинированный урок Способы получения алканов. Декарбоксилирование натриевых солей карбоновых кислот, гидролиз карбидов, синтез Вюрца. Знать: синтетические способы получения алканов. Выполнение заданий разного уровня сложности
10 3 Генетические ряды алканы→галогенопроизводные Комбинированный урок Генетический ряд алканов. Понимать: реакции, иллюстрирующие генетическую связь между классами органических соединений. Контроль
11 4 Решение расчетных задач по теме: «Алканы». Урок практикум Алгоритмы решения задач на вывод формул органических соединений. Уметь: проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. С.р. заданий части В и С
12 5 Химические свойства алкенов. Механизм электрофильного присоединения, окисление. Комбинированный урок Химические свойства: присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов, воды, окисление, полимеризация. Механизм реакций присоединения. Правило Марковникова. Знать: понятия: индуктивный и мезомерный эффекты, электрофилл, основные типы реакций, механизм реакции. Уметь: Определять типы реакций алкенов. Групповая работа с дидактическим материалом
13 6 Получение алкенов. Генетические ряды. Комбинированный урок Способы получения: дегидрогалогенирование, дегалогенирование, правило Зайцева. Генетический ряд алкенов. Знать: синтетические способы получения алкенов. Понимать: реакции, иллюстрирующие генетическую связь между классами органических соединений. Индивидуальная работа с текстом
14
7 Решение расчетных задач по теме: Вывод молекулярной формулы углеводородов по массе продуктов реакции». Урок практикум Алгоритмы решения задач на вывод формул органических соединений. Уметь: проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. Контроль
15 8 Решение расчетных задач по теме: «Алкены». Урок практикум Алгоритмы решения задач на вывод формул органических соединений. Уметь: проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. С.р. заданий части В и С
16 9 Химические свойства алкинов. Комбинированный урок Химические свойства: присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов, тримеризация, димеризация. Знать: основные типы реакций, механизм реакции. Уметь: Определять типы реакций алкинов. Групповая работа с дидактическим материалом
17 10 Получение алкинов. Генетические ряды. Комбинированный урок Способы получения: Генетический ряд алкинов. Знать: синтетические способы получения алкинов. Понимать: реакции, иллюстрирующие генетическую связь между классами органических соединений. Индивидуальная работа с текстом, выполнение заданий части В и С
18 11 Карбоциклические углеводороды. Изомерия, номенклатура. Комбинированный урок Карбоциклические соединения. Изомерия, номенклатура. Знать: понятия: структурная и пространственная изомерия. Основные теории химии, строение органических соединений. Уметь: определять изомеры, гомологи. Работа в довйках
19 12 Химические свойства аренов. Комбинированный урок Химические свойства: реакция замещения (бромирование, нитрование), присоединения (водорода, хлора). Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Ориентирующее действие заместителей. Знать: понятия: электрофил, основные типы химических реакций , электрофильное замещение. Уметь: определять характер взаимного влияния в молекулах, тип реакции, объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекулы. Индивидуальная работа с текстом, работа с дидактическими карточками
20 13 Решение расчетных задач по теме: «Карбоциклические соединения». Урок практикум Алгоритмы решения задач на вывод формул органических соединений. Уметь: проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. С.р. заданий части В и С
Тема 4: Кислородсодержащие органические соединения - 10 часов.
№ п./п. № урока Тема урока Тип урока Основные понятия Требования к уровню подготовки обучающихся Деятельность учителя и учащихся Дата проведения
21 1 Спирты: изомерия, номенклатура. Решение расчетных задач на вывод молекулярных формул спиртов. Урок практикум Атомность спиртов, изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы, первичные, вторичные, третичные спирты. Алгоритмы решения задач на вывод формул органических соединений. Знать: понятия: химическая связь, функциональная группа, структурная изомерия, классификация и номенклатура органических соединений, гомология. Уметь: определять изомеры, гомологи, называть вещества по тривиальной и международной номенклатуре, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. Групповая работа с дидактическим материалом
22 2 Многоатомные спирты. Сходство и различие с предельными одноатомными спиртами. Комбинированный урок Сходство и различие в строении и свойствах многоатомных спиртов с предельными одноатомными спиртами. Знать: основные типы реакций в органической химии Уметь: определять типы реакций в органике, использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни. Индивиду-альная работа с текстом
Строение фенолов, отличие по строению от ароматических спиртов. Физические свойства фенолов. Химические свойства: взаимодействия с натрием, щелочью, бромом. Взаимное влияние атомов в молекуле. Знать: понятия: пространственное строение молекул, функциональная группа, гомология, структурная изомерия, основные типы реакций, Уметь: называть вещества, изомеры, гомологи, характер взаимного влияния атомов в молекуле, типы химических реакций, характеризовать строение и свойств фенолов и ароматических спиртов. Работа с первоисточником, коллективная работа
24 4 Решение расчетных задач по теме: «Гидроксильные производные углеводородов». Урок практикум Алгоритмы решения задач на вывод формул органических соединений. Уметь: проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. С.р. заданий части В и С
25
5 Карбонильные производные углеводородов: сравнительный состав, изомерия, химические свойства. Комбинированный урок Альдегиды. Строение альдегидов и кетонов, функциональная группа, её электронное строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд альдегидов, кетонов. Номенклатура. Особенности кетонов. Химические свойства: окисление, присоединение водорода. Особенности реакций окисления кетонов. Знать: понятия: гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия, нуклеофил, мезомерный эффект. Основные типы реакций, классификацию номенклатуру органических соединений. Уметь: называть вещества, определять их степень окисления, тип химической связи, пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, объяснять природу и способы образования химической связи. Работа с первоисточником, коллективная работа
26 6 Способы получения карбонильных соединений. Генетические ряды: углеводороды → карбонильные соединения Комбинированный урок Получение альдегидов и кетонов лабораторными и промышленными способами. Взаимосвязь гомологических рядов. Знать: промышленные и лабораторные способы получения спиртов, вещества и материалы, широко используемые в практике. Уметь: определять принадлежность вещества к различным классам. Индивидуальная работа с текстом, работа с дидактическими карточками
27 7 Решение расчетных задач по теме: «Карбонильные производные углеводородов». Урок практикум Алгоритмы решения задач на вывод формул органических соединений. Уметь: проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. С.р. заданий части В и С
28 8 Химические свойства карбоновых кислот. Комбинированный урок Химические свойства: взаимодействие с некоторыми металлами, щелочами, спиртами. Изменение силы кислот под влиянием заместителей в углеводородном радикале. Влияние радикала на силу карбоновой кислоты. Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты. Знать: важнейшие химические понятия: основные типы реакций, гидролиз. Уметь: определять характер среды в водном растворе, тип реакции в органической химии, характеризовать строение и свойства карбоновых кислот. Индивидуальная работа с текстом, работа с дидактическими карточками
29 9 Генетические ряды карбоновые кислоты→ сложные эфиров. Комбинированный урок Взаимосвязь гомологических рядов. Понимать: реакции, иллюстрирующие генетическую связь между классами органических соединений. Индивидуальная работа с текстом, выполнение заданий части В и С
30 10 Решение расчетных задач по теме: «Карбоновые кислоты, сложные эфиры». Урок практикум Алгоритмы решения задач на вывод формул органических соединений. Уметь: проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. С.р. заданий части В и С
Тема 5: Азотсодержащие соединения - 4 часа.
№ п./п. № урока Тема урока Тип урока Основные понятия Требования к уровню подготовки обучающихся Деятельность учителя и учащихся Дата проведения
31
1 Амины: двойственные свойства ароматических аминов. Комбинированный урок Амины как органические основания, алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере алифатических и ароматических аминов. Знать: понятия: радикал, функциональная группа, гомология, классификацию номенклатуру аминов, вещества, широко используемые в практике. Уметь: определять характер взаимного влияния атомов в молекуле, характеризовать строение и свойства аминов. Индивидуальная работа с текстом, работа с дидактическими карточками
32 2 Обобщение по теме: «Многообразие органических веществ». Урок практикум Классификация органических соединений по различным признакам. Знать: классы органических соединений Уметь: определять принадлежность вещества к конкретному классу органических соединений, называть вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре Работа с опорными схемами, выполнение заданий части В и С
33 3 Обобщение по теме: «Генетическая связь в органической химии». Комбинированный урок Генетический ряды органических соединений. Понимать: реакции, иллюстрирующие генетическую связь между классами органических соединений. Индивидуальная работа с текстом, выполнение заданий части В и С
34 4 Обобщение и систематизация знаний по курсу «Органическая химия». Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний Тестирование по материалам ЕГЭ прошлых лет