1. Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа курса «Общая химия» в 11 классе профильного направления рассчитана на 1 час в неделю, общее число часов – 34 и соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по химии. Преподавание ведется по УМК автора О.С. Габриеляна по индивидуальным учебным траекториям. Изучение химии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира; овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии; воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений; применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией. Материалы для рабочей программы разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2004).
2. Требования к уровню подготовки ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен знать/понимать • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества; • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии; • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике; • основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику; • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений; • природные источники углеводородов и способы их переработки; • вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства; уметь • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам; • определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии; • характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов); • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул; • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений; • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций; • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых; • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; • экологически грамотного поведения в окружающей среде; • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; • безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; • распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; • оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов; • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников. Контроль уровня обученности: Формы контроля
Основные формы контроля – тестовые работы, решение расчетных задач, разбор заданий части В и С из материалов ЕГЭ прошлых лет.
3. Календарно - тематический план
№ п/п Наименование темы Всего часов
1. Тема 1. Строение атома 4
2. Тема 2. Строение вещества
5
3. Тема 3. Химические реакции
7
4. Тема 4. Вещества и их свойства
12
5. Тема 5. Химия d-элементов
6
Итого 34
4. Список литературы
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2010. 2. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия Методическое пособие - профильный уровень» - М.: Дрофа 2006 год. 3. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, «Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс» – М.: Дрофа, 2003 год. 4. О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова «Химия 11 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику». – М.: Дрофа, 2004 г. 5. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс: Настольная книга для учителя». Часть 1 – М.: Дрофа, 2003 год. 6. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс: Настольная книга для учителя». Часть 2 – М.: Дрофа, 2003 год. 7. О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова «Задачи по химии и способы их решения» - М.: «Дрофа», 2004год. 8. В.Г. Денисова «Химия 11 класс поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой» - Волгоград» Учитель 2003год. 9. М.А.Рябова, У.Ю.Невская, Р.В.Линко «Тесты по химии 11 класс», - М.: Экзамен, 2006г.
5. Поурочное планирование
Тема 1: Строение атома – 4 часа № п./п. № урока Тема урока Тип урока Основные понятия Требования к уровню подготовки обучающихся Деятельность учителя и учащихся Дата проведения
1 1 Модели строения атомов. Лекция Атом, ядро и нуклоны, электронная оболочка, электрон, протон, нейтрон, нуклиды и изотопы, Дуализм электрона, микромир и макромир, эволюция научных взглядов на строение атома. Знать: современные представления о строении атома, понятия: химический элемент, изотопы. Уметь: определять состав и строение атома элемента по положению в ПС. 7-12.09
2
2 Состояние электронов в атоме. Комбинированный урок Электронное облако, орбиталь, форма орбиталей, энергетические уровни и подуровни, максимальное число электронов на подуровнях и уровнях, основные правила заполнения электронами энергетических уровней, атомные орбитали. Знать: сущность понятий электронная орбиталь и электронное облако, формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона. Составление электронно – графических формул 14-19.09
3
3 Электронная конфигурация атомов химических элементов. Комбинированный урок Электронные конфигурации атомов химических элементов. Электронная классификация элементов: s-, p-, d-, f- семейства. Знать: основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами. Уметь: составлять электронные формулы атомов. Составление электронно – графических формул 21-26.09
4 4 Факторы, определяющие валентные возможности атомов. Урок формирования новых знаний Валентные электроны, валентные возможности атомов химических элементов. Факторы, определяющие валентные возможности: число неспаренных электронов, наличие свободных орбиталей, наличие неподеленных электронных пар. Знать: понятия: валентность и степень окисления. Уметь: составлять сравнивать эти понятия. Составление электронно – графических формул 28.09-3.10
Тема 2: Строение вещества – 5 часов № п./п. № урока Тема урока Тип урока Основные понятия Требования к уровню подготовки обучающихся Деятельность учителя и учащихся Дата проведения
5 1 Межмолекулярное взаимодействие. Урок формирования новых знаний Пространственное строение молекул, полярность молекул, межмолекулярные взаимодействия. Знать: пространственное строение молекул Уметь: определять межмолекулярные взаимодействия Работа с карточками, тестирование 5-10.10
6 2 Геометрия молекул.
Комбинированный урок Геометрия молекул органических и неорганических соединений. Знать: геометрию молекул важнейших соединений: воды, аммиака, алканов, алкенов, алкинов, объяснять причины особенностей строения. Индивидуальная и групповая работа по дидактичес-ким карточкам 12-17.10
7 3 Способы выражения концентрации растворов. Комбинированный урок Массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Моляльная концентрация. Уметь: производить расчеты по массовой доле, молярной и моляльной концентрации. Индивидуальная и групповая работа 19-24.10
Комбинированный урок Изомерия структурная и пространственная. изомеры, гомология, гомологи, аллотропия, аллотропные модификации, изотопия, изотопы. Знать: основные положения ТХС Бутлерова, важнейшие понятия: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия, изотопы, аллотропные модификации Уметь: составлять структурные формулы изомеров и гомологов. Индивидуальная и групповая работа 26-31.10
9 5 Комплексные соединения.
Лекция Состав, строение, номенклатура, виды и классификация комплексных соединений. Знать: Состав, строение, номенклатура, виды и классификация комплексных соединений. Уметь: называть комплексные соединения, составлять формулы по названиям. Коллективная работа 9-14.11 Тема 3: Химические реакции в органической химии – 7 часов. № п./п. № урока Тема урока Тип урока Основные понятия Требования к уровню подготовки обучающихся Деятельность учителя и учащихся Дата проведения
10 1 Энергетика химических реакций. Урок формирования новых знаний Тепловой эффект реакции, энтальпия, энтропия, термохимическое уравнение, закон Гесса, стандартная теплота сгорания. Знать: Тепловой эффект реакции, энтальпия, энтропия, термохимическое уравнение, закон Гесса, стандартная теплота сгорания Уметь: производить расчеты по термохимическим уравнениям, рассчитывать тепловой эффект реакции по стандартным теплотам образования, определять возможность протекания процессов. Групповая работа 16-21.11
11 2 Решение задач по теме: «Термохимические расчеты». Комбинированный урок Энтальпия, энтропия, стандартная теплота образования. Уметь: рассчитывать тепловой эффект реакции и возможность протекания реакции по стандартным H, S, G. Составление алгоритмов 23-28.11
12 3 Решение задач по химической кинетике. Комбинированный урок Химическая кинетика. Уметь: решать задачи по химической кинетике.
Составление алгоритмов 30.11-5.12
13 4 Решение расчетных задач по теме «Химическое равновесие и способы его смещения». Комбинированный урок Химическое равновесие, константа равновесия химической реакции, принцип Ле - Шателье. Уметь: решать задачи с применением константы равновесия химической реакции.
Составление алгоритмов 7-12.12
14 5 Окислительно-восстановительные реакции. Комбинированный урок ОВР. Окисление и восстановление. Окислитель и восстановитель. Составление ОВР методом электронного баланса. Метод полуреакций. Влияние среды на протекание ОВР. ОВР В органической химии. Знать: понятия: окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, отличие ОВР от реакций ионного обмена. Уметь: составлять уравнения ОВР методом электронного баланса и полуреакций. Групповая работа 14-19.12
15 6 Гидролиз органических и неорганических соединений Комбинированный урок Понятие гидролиза, среда водных растворов: кислая, щелочная, нейтральная, гидролиз органических и неорганических соединений Знать: типы гидролиза солей и органических соединений. Уметь: составлять уравнения гидролиза солей, определять характер среды. Групповая работа 21-26.12
16 7 Решение расчетных задач по теме «Гидролиз». Комбинированный урок Понятие гидролиза, среда водных растворов: кислая, щелочная, нейтральная, гидролиз органических и неорганических соединений Уметь: решать задачи с применением уравнений гидролиза разных случаев
Составление алгоритмов 11-16.01 Тема 4: Вещества и их свойства - 12 часов. № п./п. № урока Тема урока Тип урока Основные понятия Требования к уровню подготовки обучающихся Деятельность учителя и учащихся Дата проведения
17 1 Классификация неорганических веществ. Комбинированный урок Классификация по двум признакам, по нетрадиционным функциональным группам Понимать: различные виды классификации неорганических соединений. Уметь: соотносить формулы органических соединений к определенному виду классификации. Организация индивидуальной работы с раздаточным материалом 18-23.01 18 2 Классификация органических веществ. Комбинированный урок Классификация по двум признакам, по нетрадиционным функциональным группам Понимать: различные виды классификации органических соединений. Уметь: соотносить формулы органических соединений к определенному виду классификации. Организация индивидуальной работы с раздаточным материалом 18-23.01
19 3 Свойства металлов. Комбинированный урок Общие химические свойства металлов (восстановительные). Знать: химические свойства металлов. Уметь: составлять уравнения реакции, отражающие свойства металлов в свете ОВР. Выполнение заданий разного уровня сложности 25-30.01
20 4 Электролиз как один из способов получения металлов. Комбинированный урок Электрометаллургия, электролиз расплава и раствора. Понимать: механизм процесса электролиза расплава и раствора. Контроль 1-6.02
21 5 Решение расчетных задач по теме: «Металлы». Комбинированный урок Алгоритмы решения задач. Уметь: проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. С.р. заданий части В и С
8-13.02
22 6 Соединения неметаллов - водородные, оксиды, гидроксиды. Урок формирования новых знаний Кислотно-основные свойства водородных соединений неметаллов, сила кислородсодержащих кислот. Уметь: определять Кислотно-основные свойства водородных соединений неметаллов, силу кислот. Групповая работа
15-20.02
23 7 Решение расчетных задач по теме: «неметаллы». Комбинированный урок Алгоритмы решения задач. Уметь: проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. С.р. заданий части В и С
22-27.02
24 8 Решение расчетных задач по теме: «Кислоты». Комбинированный урок Алгоритмы решения задач. Уметь: проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. С.р. заданий части В и С
1-6.03
25 9 Решение расчетных задач по теме: «Основания». Комбинированный урок Алгоритмы решения задач. Уметь: проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. С.р. заданий части В и С
8-13.03
26
10 Решение расчетных задач по теме: «Амфотерные соединения». Комбинированный урок Алгоритмы решения задач. Уметь: проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. С.р. заданий части В и С
27 11 Генетическая связь между классами неорганических соединений. Урок применения знаний и умений Понятие о генетической связи генетических рядах в неорганической химии, генетические ряды металла и неметалла, переходного элемента. Знать: важнейшие классы неорганических соединений. С.р. заданий части В и С
15-20.03
28 12 Генетическая связь между классами органических соединений. Урок применения знаний и умений Генетические ряды и генетическая связь в органике. Знать: важнейшие классы органических соединений. С.р. заданий части В и С
5-10.04 Тема 5: Химия d - элементов - 6 часов.
№ п./п. № урока Тема урока Тип урока Основные понятия Требования к уровню подготовки обучающихся Деятельность учителя и учащихся Дата проведения
29 1 Медь и её соединения. Комбинированный урок Медь как химический элемент и как простое вещество свойства меди, соединения меди с позиций ОВР и кислотно-основных взаимодействий. Уметь: составлять уравнения реакций, отражающих свойства меди и её соединений с позиций ОВР и кислотно-основных взаимодействий. Групповая работа с дидактичес-ким материалом 12-17.04
30 2 Хром и его соединения. Комбинированный урок Хром как химический элемент и как простое вещество свойства меди, соединения меди с позиций ОВР и кислотно-основных взаимодействий. Уметь: составлять уравнения реакций, отражающих свойства хрома и его соединений с позиций ОВР и кислотно-основных взаимодействий. Групповая работа с дидактичес-ким материалом 19-24.04.
31 3 Марганец и его соединения. Комбинированный урок
Марганец как химический элемент и как простое вещество свойства меди, соединения меди с позиций ОВР и кислотно-основных взаимодействий. Уметь: составлять уравнения реакций, отражающих свойства марганца и его соединений с позиций ОВР и кислотно-основных взаимодействий. Групповая работа с дидактичес-ким материалом 26.04 -1.05
32 4 Генетические ряды d – элементов. Комбинированный урок
Взаимосвязь гомологических рядов. Понимать: реакции, иллюстрирующие генетическую связь между классами неорганических соединений элементов побочных подгрупп. Групповая работа с дидактичес-ким материалом 3-8.05 33/34 5/6 Резерв