3. Где расположены металлы в периодической системе элементов?
4. Сколько наружных электронов имеют атомы металлов главных и побочных подгрупп?
5 . В каких формах могут находиться металлы в природе?
6. Как можно получить металлы из их соединений?
7. Как устроена кристаллическая решетка металлов?
8. Каковы физические свойства металлов?
9. Как ведут себя атомы металлов в химических реакциях и почему?
10 . Чем являются металлы в химических реакциях?
11. Расскажите об электрохимическом ряде напряжений металлов.
12. Перечислите реакции, в которые могут вступать металлы.
13. Как связаны химическая активность атомов металлов и ионов металлов?
14. Пары какого металла смертельно опасны? Опишите признаки отравления.
15. Что вы знаете о сплавах?
16. Что такое коррозия металла и как уберечь от нее металл?
17. Перечислите щелочные металлы. Почему они так называются?
18. Каковы особенности строения атомов щелочных металлов?
19 . Как можно получить щелочные металлы?
20 . Каковы физические свойства щелочных металлов?
21. Какие оксиды могут получиться при окислении щелочных металлов?
22. Какова степень окисления щелочного металла в соединении? Почему?
23. Как образуется гидрид щелочного металла? Какова степень окисления водорода в нем?
24. Как реагирует щелочной металл с раствором соли?
25. Как окрашивают пламя щелочные металлы?
26. Какие еще реакции характерны для щелочных металлов?
27. Какие химические связи образуют щелочные металлы с неметаллами?
28. Как взаимодействует пероксид натрия с углекислым газом?
29 . Где применяются щелочные металлы?
30. Какой из щелочных металлов наиболее активен и почему?
31. Как пероксиды щелочных металлов взаимодействуют с углекислым газом?
Задачи и упражнения
1.Хлорид меди (II) можно получить растворением в соляной кислоте предварительно обожженного на воздухе металла. Составьте уравнение этой реакции. Почему необходим предварительный обжиг металла?
2.Если в раствор нитрата серебра ввести каплю ртути, на ней вырастут блестящие металлические кристаллы. Объясните это явление, напишите ионное уравнение реакции.
3.Как можно распознать растворы сульфатов меди, железа, алюминия?
4. В раствор хлорида меди (II) поместили цинковую пластинку, и в реакцию вступило 13 г цинка. Сколько г меди осело на пластинке?
5. Напишите уравнения реакций получения всеми известными вам способами: а) хлорида цинка б) сульфата алюминия в) фосфата меди. Составьте ионные уравнения реакций.
6.Какие вещества реагируют между собой: вода, оксид меди (II), гидроксид натрия, алюминий, соляная кислота, нитрат серебра, водород, кислород, углерод? Составьте уравнения возможных реакций, отметьте в их числе окислительно-восстановительные реакции.
8.При окислении железа до железной окалины в реакцию вступило 89,6 л кислорода. Сколько г железа окислилось и сколько моль окалины образовалось? (336 г, 2 моль)
9.При действии цинка на соляную кислоту получено 4,48 л газа. Какая масса цинка вступила в реакцию? (13 г)
10.На восстановление оксида меди (II) потребовалось 448 л водорода. Сколько моль меди и воды получилось? (20 моль)
11. При взаимодействии 6,85 г двухвалентного металла с водой выделилось 1,12 л газа. Определите металл.
12. Какой объем водорода выделится при реакции с водой: а) 1 моль одновалентного металла б) 1 моль двухвалентного металла?
13.Какой объем кислорода нужен для окисления 14 г железа в окалину? (3,73 л)
14. Каким металлом: натрием, кальцием, ртутью или цинком - можно покрыть изделие для защиты его от коррозии? Почему?
15.При разложении хлорида серебра образовалось 1,08 г металла. Какой объем газа при этом выделился?
16.Даны одинаковые по форме и величине кусочки лития и железа. Как проще всего их различить?
17.В пробирку налили воду и керосин, затем бросили туда кусочек лития. Какие явления будут наблюдаться?