Четверг, 16 Май 2024, 05:37
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51636


Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю истории (открытые уроки)

Век разума - Джона Локк, Вольтер, Дени Дидро, Жан Д'Аламбер, Жан-Жак Руссо, Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Эдвард Гиббон, Адам Смит
Восемнадцатый век часто называют «веком разума». То была эпоха интеллектуального прогресса, когда передовые мыслители ставили под сомнение старые догмы и общественные устои. Для этого требовалось незаурядное мужество, поскольку в Европе все еще царил феодальный строй, опиравшийся на непререкаемый авторитет церкви и мощь государства. Во многих странах жестоко преследовались любые проявления ереси (религиозного инакомыслия), а власть монархов и аристократии повсюду почиталась как божественное установление.
К тому времени традиционные научные представления уже были поколеблены научной революцией 16 - 17 вв., увенчавшейся великими открытиями Исаака Ньютона (1643-1727) - законом всемирного тяготения и стройной системой земной и небесной механики. Деятели Просвещения смело утверждали, что научному сомнению можно подвергать и такие предметы, как политика, общество и религия.
Толерантное общество
Деятели Просвещения вдохновлялись примером Англии с ее передовыми по тому времени идеями общественного устройства. Английское общество отличалось от многих стран континента гораздо большей свободой и толерантностью, позволявшей сравнительно легко переходить из одного социального класса в другой. Ярким свидетельством эффективности нового общественного уклада стало экономическое процветание Британии, достижения Ньютона, Джона Локка и многих других деятелей науки.
Особая роль принадлежит Локку, (1632-1704), выдвинувшему две важнейшие философские концепции. Согласно первой, не существует никаких «врожденных» идей, и все человеческое знание происходит из двух источников - опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии) («Опыт о человеческом разуме», 1690). Согласно второй, государственная власть отнюдь не происходит от Бога, а устанавливается ради общественного блага. В противном случае (если монарх становится тираном) народ имеет право ее свергнуть. («Два трактата о государственном правлении», 1690).
Ньютон и Локк были предтечами Просвещения; благодаря относительной открытости английского общества конфликт между старыми и новыми идеями не перерос в открытое противостояние.
Философы
Главным полем битвы эпохи Просвещения стала Франция, где прочно пустили корни традиционные общественные институты, особенно католическая церковь. Впрочем, у вольнодумных идей нашлись могущественные покровители, поэтому цензура и преследования не отличались особой суровостью. К тому же, хотя выступления оппозиции были достаточно резкими, чтобы вызвать возмущение властей, ее нерешительность не требовала беспощадного искоренения новых идей.
Литераторов и мыслителей эпохи Просвещения называли философами. В те времена язык, культура и искусство Франции пользовались огромным престижем, поэтому труды и деятельность философов приобрели известность во всей Европе. Не будучи организованной группой, они все же исповедовали общие взгляды, выступая за веротерпимость, свободу мысли и слова. Их гуманистическое мировоззрение было пронизано духом атеизма, а общественное устройство они стремились подчинить разумному научному началу. Для них не существовало области знаний, где был бы неприменим критический метод научного познания. На практике философы критически относились к государству и враждебно - к догматам церкви, хотя во избежание преследований часто были вынуждены выражать свои взгляды в осторожной, иносказательной форме.
Вольтер
Самым знаменитым из философов был Вольтер (1694-1778), необычайно плодовитый поэт, драматург, баснописец, историк и пропагандист новых идей, испытавший на себе всю несправедливость французского сословного общества. Когда он, избитый наемниками по приказу аристократа, вздумал пожаловаться, его тотчас упрятали в Бастилию, а выйдя на свободу, он около двух лет провел в изгнании в Лондоне. Вернувшись на родину, Вольтер посвятил жизнь борьбе с несправедливостью в сочинениях, прославившихся безупречной ясностью суждений и убийственным остроумием.
Философская повесть Вольтера «Кандид» (1759) - забавная и поучительная сказка, персонажи которой после многих превратностей судьбы постигают, что в пустых рассуждениях проку нет и надо «возделывать свой сад», иными словами, улучшать мир кропотливым трудом.
Едва ли не самым сенсационным событием середины столетия стал выход в свет 35-томной «Энциклопедии» (1751-80), редакторами которой были Дени Дидро (1713-84) и Жан Д'Аламбер (1717-83). «Энциклопедия», статьи для которой писали Вольтер и другие просветители, представляет собой стройную систему взглядов той эпохи. Кроме того, в ней содержится множество полезных научно-технических сведений, что вполне отвечало приверженности энциклопедистов идеям практического усовершенствования мира. Все попытки властей приостановить издание книги лишь укрепили ее авторитет и популярность в Европе.
Другой великий писатель той эпохи, швейцарец Жан-Жак Руссо (1712-78), враждебно относился к некоторым рационалистическим идеям французских философов. Однако и он резко критиковал социальные пороки, и его книга «Общественный договор» (1762) с ее знаменитой начальной фразой «Человек рожден свободным, но повсюду томится в оковах» оказала сильнейшее влияние на идеи Французской революции 1789 г.
В других странах Европы и США тоже не было недостатка в философах, исповедовавших идеологию Просвещения. К их числу относятся Бенджамин Франклин (1706-90) и Томас Джефферсон (1743-1826) - видные деятели Американской революции.
Англия дала миру выдающегося историка Эдварда Гиббона (1737-94), а Шотландия - философа Дэвида Юма (1711-76) и Адама Смита (1723-90), чей труд «Богатство народов» (1776) заложил основы современной экономической науки.
Несмотря на позднейшие идеалистические течения в философии, Век Разума утвердил рационалистический научный подход к постижению мира, основные черты которого сохраняются и в современном мировоззрении.
Категория: Учителю истории (открытые уроки) | Добавил: pepsikola (10 Мар 2012)
Просмотров: 896 | Теги: Локк, Дени, Джона, Жан-Жак, Д'Аламбер, Дидро, век, Жан, разума, Вольтер | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
16 Май 2024
05:37


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz