Век разума - Джона Локк, Вольтер, Дени Дидро, Жан Д'Аламбер, Жан-Жак Руссо, Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Эдвард Гиббон, Адам Смит
Восемнадцатый век часто называют «веком разума». То была эпоха интеллектуального прогресса, когда передовые мыслители ставили под сомнение старые догмы и общественные устои. Для этого требовалось незаурядное мужество, поскольку в Европе все еще царил феодальный строй, опиравшийся на непререкаемый авторитет церкви и мощь государства. Во многих странах жестоко преследовались любые проявления ереси (религиозного инакомыслия), а власть монархов и аристократии повсюду почиталась как божественное установление. К тому времени традиционные научные представления уже были поколеблены научной революцией 16 - 17 вв., увенчавшейся великими открытиями Исаака Ньютона (1643-1727) - законом всемирного тяготения и стройной системой земной и небесной механики. Деятели Просвещения смело утверждали, что научному сомнению можно подвергать и такие предметы, как политика, общество и религия. Толерантное общество Деятели Просвещения вдохновлялись примером Англии с ее передовыми по тому времени идеями общественного устройства. Английское общество отличалось от многих стран континента гораздо большей свободой и толерантностью, позволявшей сравнительно легко переходить из одного социального класса в другой. Ярким свидетельством эффективности нового общественного уклада стало экономическое процветание Британии, достижения Ньютона, Джона Локка и многих других деятелей науки. Особая роль принадлежит Локку, (1632-1704), выдвинувшему две важнейшие философские концепции. Согласно первой, не существует никаких «врожденных» идей, и все человеческое знание происходит из двух источников - опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии) («Опыт о человеческом разуме», 1690). Согласно второй, государственная власть отнюдь не происходит от Бога, а устанавливается ради общественного блага. В противном случае (если монарх становится тираном) народ имеет право ее свергнуть. («Два трактата о государственном правлении», 1690). Ньютон и Локк были предтечами Просвещения; благодаря относительной открытости английского общества конфликт между старыми и новыми идеями не перерос в открытое противостояние. Философы Главным полем битвы эпохи Просвещения стала Франция, где прочно пустили корни традиционные общественные институты, особенно католическая церковь. Впрочем, у вольнодумных идей нашлись могущественные покровители, поэтому цензура и преследования не отличались особой суровостью. К тому же, хотя выступления оппозиции были достаточно резкими, чтобы вызвать возмущение властей, ее нерешительность не требовала беспощадного искоренения новых идей. Литераторов и мыслителей эпохи Просвещения называли философами. В те времена язык, культура и искусство Франции пользовались огромным престижем, поэтому труды и деятельность философов приобрели известность во всей Европе. Не будучи организованной группой, они все же исповедовали общие взгляды, выступая за веротерпимость, свободу мысли и слова. Их гуманистическое мировоззрение было пронизано духом атеизма, а общественное устройство они стремились подчинить разумному научному началу. Для них не существовало области знаний, где был бы неприменим критический метод научного познания. На практике философы критически относились к государству и враждебно - к догматам церкви, хотя во избежание преследований часто были вынуждены выражать свои взгляды в осторожной, иносказательной форме. Вольтер Самым знаменитым из философов был Вольтер (1694-1778), необычайно плодовитый поэт, драматург, баснописец, историк и пропагандист новых идей, испытавший на себе всю несправедливость французского сословного общества. Когда он, избитый наемниками по приказу аристократа, вздумал пожаловаться, его тотчас упрятали в Бастилию, а выйдя на свободу, он около двух лет провел в изгнании в Лондоне. Вернувшись на родину, Вольтер посвятил жизнь борьбе с несправедливостью в сочинениях, прославившихся безупречной ясностью суждений и убийственным остроумием. Философская повесть Вольтера «Кандид» (1759) - забавная и поучительная сказка, персонажи которой после многих превратностей судьбы постигают, что в пустых рассуждениях проку нет и надо «возделывать свой сад», иными словами, улучшать мир кропотливым трудом. Едва ли не самым сенсационным событием середины столетия стал выход в свет 35-томной «Энциклопедии» (1751-80), редакторами которой были Дени Дидро (1713-84) и Жан Д'Аламбер (1717-83). «Энциклопедия», статьи для которой писали Вольтер и другие просветители, представляет собой стройную систему взглядов той эпохи. Кроме того, в ней содержится множество полезных научно-технических сведений, что вполне отвечало приверженности энциклопедистов идеям практического усовершенствования мира. Все попытки властей приостановить издание книги лишь укрепили ее авторитет и популярность в Европе. Другой великий писатель той эпохи, швейцарец Жан-Жак Руссо (1712-78), враждебно относился к некоторым рационалистическим идеям французских философов. Однако и он резко критиковал социальные пороки, и его книга «Общественный договор» (1762) с ее знаменитой начальной фразой «Человек рожден свободным, но повсюду томится в оковах» оказала сильнейшее влияние на идеи Французской революции 1789 г. В других странах Европы и США тоже не было недостатка в философах, исповедовавших идеологию Просвещения. К их числу относятся Бенджамин Франклин (1706-90) и Томас Джефферсон (1743-1826) - видные деятели Американской революции. Англия дала миру выдающегося историка Эдварда Гиббона (1737-94), а Шотландия - философа Дэвида Юма (1711-76) и Адама Смита (1723-90), чей труд «Богатство народов» (1776) заложил основы современной экономической науки. Несмотря на позднейшие идеалистические течения в философии, Век Разума утвердил рационалистический научный подход к постижению мира, основные черты которого сохраняются и в современном мировоззрении.