Пятница, 03 Май 2024, 17:37
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю истории (открытые уроки)

«Смутное время в России и драме А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Интегрированный урок по истории и литературе в 7 классе.
Тема урока: «Смутное время в России и драме А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Тип урока: интегрированный.
Форма урока: литературная игра.
Цель урока: Систематизация и обобщение знаний об эпохе Смутного времени на основе анализа художественного произведения.
Задачи:
Общеобразовательные:
- углубление изученного материала по истории и литературе;
- изучение в полном объеме драмы А.С. Пушкина;
- сопоставление взглядов А.С. Пушкина с существующими историческими концепциями;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению родной истории и произведений на историческую тему;
- развитие чувства патриотизма, уважение к культуре и историческому прошлому своего народа.
Развивающие:
- формирование знаний, умений, навыков;
- закрепление умения работать в творческой группе;
- развитие интереса к образному слову, развитие речи, памяти, логического мышления, умения самостоятельно добывать знания.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Оборудование: проектор, презентация.
Литература:Учебник. История России: Конец XVI – XVIII век. 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Издательство Просвещение. Год издания: 2007г.
Пушкин А.С. Борис Годунов. Драма.
Iэтап.Предварительная подготовка.
Действия учителя:
- составить разработку (сценарий урока);
-дать задания учащимся;
- разделить учащихся на 2-3 команды, приблизительно равные по силам;
- подготовить раздаточный материал;
- проверить готовность учащихся к уроку (наличие конспектов и записей, самостоятельной работы).
II этап. Задания для учащихся:
- подготовить монологический ответ на вопросы темы;
- выучить наизусть отрывок из текста драмы;
- составить исторический словарь эпохи. Найти в драме устаревшие слова;
- прочитать в полном объеме драму А.С. Пушкина «Борис Годунов»;
- составить вопросы по истории и по литературе соперникам;
- повторить материал по истории «Смута в России», обратить особое внимание на тему «Дмитрий – самозванец».
Алгоритм проведения урока.
План урока:
1. «Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…»
2. «Не много лиц мне память сохранила…»
3. «О, боже мой, кто будет нами править?»
4. «Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь».
5. «Минувшее проходит предо мною…. Не много слов доходит до меня,
А прочее погибло безвозвратно…»
6. «Душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет, и часто
Я угадать хотел, о чем он пишет?»
7. «Но знаешь ли, чем сильны мы? Басманов?
…А мнением, да, мнением народным…»

III этап. Ход урока.
1. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие текста, тетрадей с записями, ручек).
2. Объяснение целей урока, форм проведения, критерии оценки.
3. Работа по плану урока.
Сообщения учащихся об эпохе, об убийстве царевича Дмитрия, вопросы соперникам:
- монологический ответ ученика у доски « Характеристика эпохи начала XVII века»;
- дополнение сообщения групповой поддержки и постановка вопроса по этой же проблеме команде «противника»;
- монологический ответ ученика « Версии и факты о смерти царевича Дмитрия»;
- дополнения учеников по теме и вопросы для соперников.

Материалы для викторины «Узнай литературного героя»:
о ком А.С. Пушкин сказал:
«Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач»? (Борис Годунов)
«Уклончивый, но милый и лукавый»? (Василий Шуйский)
« Она красавица.
-Да, мраморная нимфа:
глаза, уста без жизни, без улыбки»? (Марина Мнишек)
«Он царские чертоги претворил
в молитвенную келью,
Там тяжкие, державные печали
Святой души его не возмущали»? ( Федор Иванович)
«Он не красив, но вид его приятен
И царская порода в нем видна»? (Григорий Отрепьев)
«Он летопись свою ведет, и часто
Я угадать хотел, о чем он пишет?» (старец Пимен)

Сообщения учащихся о Борисе Годунове, Марине Мнишек, вопросы соперникам. Викторина о Лжедмитрии. Восстановительный диктант.
- Монологический ответ ученика: сообщение о Борисе Годунове.
- Чтение наизусть отрывка из драмы А.С. Пушкина (демонстрация портрета Бориса Годунова).
- Вопрос о Борисе Годунове соперникам.
- Чтение наизусть отрывка о Марине Мнишек.
- Вопрос о Марине Мнишек соперникам.
- Викторина о Лжедмитрии (учитель истории).

Материалы для викторины:
- кто был по происхождению Григорий Отрепьев? (из галицких дворян);
- как Лжедмитрий был связан с семьей Романовых? (в прошлом Отрепьев был служилым человеком, холопом Романовых и постригся в монахи после их ссылки);
- какие земли обещал Лжедмитрий подарить отцу своей невесты? (Новгород Великий и Псков);
- когда и при каких обстоятельствах Лжедмитрий I вошел в Москву? Кто его поддерживал?
- какие мероприятия предпринял Лжедмитрий I, став царем? В чьих интересах?
- чем закончилось правление Лжедмитрия I?

Проведение викторины на знание текста произведения «Борис Годунов» (учитель литературы).

Материалы для викторины:
- кому посвятил свою трагедию А.С. Пушкин? (Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина);
- назовите точную дату, с которой начинается описание событий в драме. (20 февраля 1598года);
- почему Воротынский и Шуйский считали, что у них прав на русский престол больше, чем у Годунова? (Рюриковой крови);
- почему Отрепьев сбежал из монастыря? (совершить «мирской суд» над Борисом Годуновым);
- кому принадлежит фраза «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»? (приговор Бориса Годунова самому себе)
- какова последняя фраза драмы? («Народ безмолвствует).

Выполнение восстановительного диктанта по портрету главного героя Гришки Отрепьева.

Материал для диктанта:
«А лет ему от роду… (20)
А ростом он … (мал)
Грудь… (широкая)
Одна рука… (короче другой)
Глаза… (голубые)
Волосы… (рыжие)
На щеке… (бородавка)
На лбу… (другая)»

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Узнай слова эпохи. Определение значения устаревших слов, взятых из текста драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов».
Дидактические материалы:
- доселе (до сих пор);
- лях (поляк);
- венец (корона);
- одр (постель);
- трапеза (прием пищи, застолье);
- порешить (убить);
- чертоги (царский дворец, покои);
- свейский (шведский);
- чело (лоб);
- отрок (подросток);
- сызнова (снова);
- пасул (взятка);
- инок (монах);
- блаженный (не в своем уме);
- власяница (рубаха, в которую одевались простолюдины);
- алкающий (алчущий) (непрерывно ищущий).

Расшифровать известные алгоритмы – «перевертыши» (слова наоборот).

Материалы для учителя:
- человек кричит (народ безмолвствует).
- Вот вам, дедушки, Варфоломеева ночь! (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!)
- Дурачась простодушно (не мудрствуя лукаво).
- Ах, велика ты,шляпа Боярского! (Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!);
- Песня не девочки, а жены (Речь не мальчика, а мужа).
Отгадать ребус. Расшифровать фразу из текста на карточке. Победит тот, кто быстрее выполнит задание. («Еще одно последнее сказанье – и летопись окончена моя…»)

Подведение итогов, выявление победителей.

Рефлексия: интервью ребят: что получилось, что не получилось? Кто был более активен? Как и какой мы достигли цели? Что особенно запомнилось из урока?
Категория: Учителю истории (открытые уроки) | Добавил: Anica (02 Май 2012)
Просмотров: 2248 | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
03 Май 2024
17:37


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz