Разработка урока по истории по теме: "Франция: долгий путь к единству"
Цель урока:
- подвести к пониманию причин объединения Франции; обеспечить усвоение понятий «централизованное государство», «Генеральные штаты»;
- продолжить формирование умений изучать письменные исторические источники, извлекая из них новые знания, находить на исторической карте нужные объекты;
- формирование уважения к историческому прошлому Франции;
Новые понятия: «40 дней короля», Генеральные штаты, сословная монархия, домен.
Оборудование: рабочая тетрадь, учебник, карта №45 «Европа во время крестовых походов» .
I.Текущий контроль знаний и умений:
Задание 1: Расположите ниже перечисленных представителей сословий на феодальной лестнице. (1уч)
Задание 2. Заполнить схему «повинности». (1уч.)
Индивидуально 2 карточки. (см. приложение 1)
Понятийный экспресс - опрос. (Объясните содержание понятий)
Б) в 1099 году произошло очень важное событие, когда произошёл раскол христианской церкви; почему появились менялы на ярмарках; что обозначает поговорка «что с воза упало, то пропало»; от чего отделилось ремесло.
II. Изучение нового материала
План:
1.Как и почему Франция объединилась вокруг короля.
2.Трудный путь к торжеству Капетингов.
3. Людовик IX Святой.
4. Филипп IV Красивый
5. Генеральные штаты.
1. Переход к изучению новой темы.
Итак, мы с вами вспомнили, что в истории стран Западной и Центральной Европы произошли важные изменения: ремесло отделилось от сельского хозяйства, росли города торговля… А вот во Франции шел процесс образования Централизованного государства.
Рассказ учителя.
В XI веке Франция была раздробленным государством, но к XII в. ей удалось добиться первых успехов в деле объединения страны. Объединить страну это значило сделать власть короля по всей стране столь же прочной, как в королевском домене. А для этого нужно было разорвать узы феодальных связей и присоединить бывшие феоды к домену. (дать определение домену) Добиться это можно было несколькими способами.
Задание : Какими способами король мог увеличить свой домен? (самостоятельная работа с учебником )
Работа с картой. Рассказать по о преимуществе королевского домена перед землями феодалов.
Работа с миниатюрой на стр.149. - «коронация Филиппа II Августа».
Задание: Рассмотрите миниатюру на стр. 148 и 149 и ответьте на вопросы: кто совершал помазание короля? Как совершался обряд?
Рассказать о помазании короля на царствие.
Схема условия укрепления королевской власти и объединения страны.
(уч-ся записывают в тетрадь)
Работа с источником.
Класс разделить на 4 группы, каждой группе задание по тексту источника. Задание у 1 и 3 группы будет одно и тоже, так же как у 2 и 4. Каждой группе дать лист с заданием, на котором они должны написать ответ. Затем спросить по вопросу 1 группу, а затем спросить : «Согласна ли 3 группа с таким ответом» (свой ответ они должны обосновать)
Вопрос: Как вы думаете, почему Людовику IX прозвище «Святой»?
5. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ во Франции, высшее сословно-представительское учреждение в 1302-1789 гг., имевшее характер совещательного органа. Генеральные штаты созывались королем в критические моменты французской истории и должны были обеспечить королевской воле поддержку общества. В своем классическом виде французские Генеральные штаты состояли из трех палат: представителей дворянства, духовенства и третьего, податного сословия. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно и выносило особое мнение по обсуждаемому вопросу. Чаще всего Генеральные штаты утверждали решения о сборе налогов.
СОСЛОВНАЯ МОНАРХИЯ - в которой сословия активно участвуют в управлении через своих представителей
Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно и выносило особое мнение по обсуждаемому вопросу. Чаще всего Генеральные штаты утверждали решения о сборе налогов.
Вопрос: Как вы думаете если на повестке дня стоял бы вопрос о поднятии налога на землю генеральные штаты утвердили бы его?
В интересах какого сословия действовали Генеральные штаты?
III. Закрепление изученного на уроке.
1. Собрать схему «условия укрепления власти и объединения страны»
2. Три ряда поделить на три сословия. Один человек от ряда пойдет к доске и разложит под схемой Генеральных штат под своей палатой представителей своего сословий. (карточки перемешаны необходимо выбрать)
Домашнее задание: п.16. сообщение о Генрихе Плантагенете.