Одной из целей создания новой организации было предотвращение возможности еще одной войны между Францией и Германией путем вовлечения старых соперников и противников в совместное производство жизненно важных материалов. Идею создания ЕОУС «проталкивали» французские политики Робер Шуман и Жан Монне. Однако с самого начала намерения не были чисто экономическими: Шуман и Монне были в числе тех первых практиков, которые верили в реальную возможность создания «Соединенных Штатов Европы». В 1950-х гг. их взгляды разделяли немногие; особенно это проявилось в 1954 г., когда Франция наложила вето на предложение о создании Европейского оборонного сообщества. В то же время экономическое сотрудничество оказалось настолько успешным, что в 1957 г. в результате подписания Римского договора были созданы две новые организации - Европейская комиссия по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Задачей ЕЭС, или «Общего рынка», стало постепенное снижение тарифных барьеров между странами «шестерки». Тарифы - это пошлины или налоги, которыми правительство облагает ввозимые в страну товары; чаще всего такая мера направлена на удорожание иностранных товаров и создание благоприятных условий для отечественных. Таким образом, «Общий рынок» получал выгоду, становясь зоной свободной торговли и одновременно сохраняя согласованные уровни тарифов для стран, не вступивших в ЕЭС. Другими словами, в экономических делах ЕЭС выступал как единое государство. Трения С самого начала велись споры об объеме власти ЕЭС над государствами-членами. В 19б0-х гг. президент Франции де Голль выступил против расширения полномочий Сообщества, и продолжительные дискуссии завершились расплывчатым соглашением о том, что в случае, если будут затронуты «жизненные интересы» какой-либо из стран, Сообщество будет стремиться к достижению единогласного решения. Соглашение обошло молчанием вопрос о том, что произойдет, если согласия достичь не удастся. Однако именно такой курс оказался мудрым, поскольку на практике страны-члены были весьма заинтересованы в достижении согласия. «Общий рынок» постепенно набирал силу, и даже такие ранее равнодушные к нему страны, как Великобритания, начали «занимать очередь» на вступление. К 1967 г. внутренние тарифы были устранены, был установлен единый тариф для других стран, а в 196 2 г. была согласована Общая сельскохозяйственная политика (ОСП), которая, правда, со временем стала наиболее противоречивым проявлением работы ЕЭС. В 196 7 г. различные отраслевые организации объединились в одну - Европейское Сообщество (ЕС). К этому времени Европа располагала целым рядом организаций, сходных с правительственными органами, и впоследствии перешедших без каких-либо изменений в XXI век. Важные решения принимались Советом министров, в который каждая страна-член ЕС назначала одного представителя в зависимости от обсуждавшегося вопроса, так что в одном случае Совет состоял из министров финансов, а в другом - из министров иностранных дел. Председа-тельствование в Совете осуществлялось по принципу ротации; при этом представитель каждой страны занимал эту должность на протяжении 6 месяцев. Реализацией политики ЕС занимались т. н. европейские комиссары, которые назначались национальными правительствами, но приносили присягу не действовать исключительно в интересах своих стран. Тот факт, что они работали в этой должности относительно постоянно (на основе возобновляемых четырехлетних сроков), обеспечивал им еще большее влияние. Поэтому они были чем-то большим, чем просто сотрудниками международной организации, и иногда даже считали себя прообразом будущего правительства. ЕС также имело парламент (Европарламент), хотя его члены назначались правительствами стран-членов, а его право на обсуждение различных вопросов было строго ограничено. Европейский суд занимался арбитражем споров между странами-членами и толкованием положений ЕС. Такая система была далека от общеевропейского правительства, поскольку не обладала реальной властью над отдельными государствами. Важные решения могли приниматься только единогласно, а в тех случаях, когда допускалось принятие решений большинством голосов, отсутствовали рычаги принудительного воздействия на меньшинство. По существу, учреждения ЕС представляли собой структуру, необходимую для создания общеевропейского правительства, если бы для него созрели условия. Тем временем в Великобритании и ряде других стран противники Общего рынка утверждали, что такое правительство нанесет ущерб национальному суверенитету. Действительно, ЕС постепенно утрачивало свою роль чисто экономической организации. К 1972 г. оно уже занималось такими вопросами, как охрана окружающей среды и здравоохранение, выпуская все больше и больше нормативных актов для гармонизации европейских стандартов, направляло средства в экономически отсталые регионы Сообщества и даже рассматривало пути укрепления экономических и финансовых связей. Обсуждалось и создание Европейского Союза к 1980 г. Неудача На том этапе Союз так и не материализовался - возможно, потому, что расширение Сообщества изменило приоритеты в ш сторону принятия новых членов и адаптации к ним. В 1973 г. в организацию были приняты Великобритания, Ирландия и Дания. «Девятка» стала «дюжиной» после вступления в ЕС Греции (1981), Испании и Португалии (1986). Устранение торговых барьеров и гармонизация законов сделали Сообщество мощной экономической силой, стать частью которой стремились многие государства. Одновременно укреплялись учреждения ЕС. В 1979 г. члены Европарламента стали избираться прямым голосованием на пятилетний срок, хотя их функции оставались большей частью консультативными. В том же году была учреждена Европейская валютная система. Ее цель заключалась в унификации экономик и валют стран-членов ЕС, чтобы сделать их менее уязвимыми для колебаний и кризисов. Важными шагами стали так же введение Европейской валютной единицы (ЭКЮ), которая дополнила, но не заменила собой национальные валюты, и создание Механизма валютных курсов (МВК), с помощью которого правительства договорились удерживать стоимость своих валют в фиксированных пределах. В случае необходимости соответствующие правительства могли принимать суровые меры по контролю за отечественной экономикой (например, путем искусственного сдерживания инфляции) с тем, чтобы удержать свою валюту в установленных пределах; таким образом, этот механизм стал также средством гармонизации экономик стран-членов ЕС, а по мнению его противников - средством подчинения национальных интересов интересам ЕС. Членство в МВК было добровольным. Так, Великобритания присоединилась к нему только в 1990 г. Возможно, именно столь медленное продвижение в сочетании с добровольностью членства стало главным секретом успеха ЕС. Следующим крупным шагом вперед стал принятый в 1986 г. документ под названием «Общеевропейский акт», содержавший планы беспрепятственного перемещения граждан, товаров, услуг и капиталов внутри Сообщества. После 1 января 1993 г. граждане любой страны-члена ЕС получали возможность жить, работать, покупать и продавать в любой другой стране ЕС (или через границы между государствами) без каких-либо разрешений и ограничений. Великобритания и ряд других стран настаивали на сохранении паспортного контроля на своих границах в качестве меры борьбы против терроризма и преступности. События разворачивались с головокружительной быстротой. Важными вехами стали распад Варшавского договора в Восточной Европе, увеличение Сообщества благодаря объединению Германии в 1990 г. и перспектива появления новых членов в ближайшем будущем. Франко-германское партнерство, которое всегда занимало центральное место в ЕС, все более двигалось в сторону федерализма, то есть создания Соединенных Штатов Европы, которые, подобно США, имели бы центральное (федеральное) правительство со значительными полномочиями; некоторую часть полномочий предполагалось предоставить странам-членам и региональным органам власти. В этом же направлении действовал влиятельный президент Европейской Комиссии Жак Делор. Консультации между странами ЕС привели в 1991 г. к подписанию исторического Маастрихтсткого договора. Этот документ содержал далеко идущие положения относительно экономического и валютного союза (ЭВС) и Европейского Союза со значительно расширенными полномочиями. Единая европейская валюта должна была заменить существующие валюты к январю 1999 г.; предусматривалось создание независимого центрального банка. Законы ЕС об условиях труда и минимальной заработной плате - «Социальная хартия» - становились обязательными для всех стран-членов. Страны вырабатывали общую внешнюю политику и политику в области безопасности. Принятие обязательных для всех сторон решений большинством голосов призвано было устранить необходимость в единогласном голосовании. Комиссары ЕС получали больше полномочий во многих областях (например, в здравоохранении и образовании), а Европарламент - право вето на национальные законы по целому ряду важных вопросов. Предусматривалось, что граждане Евросоюза смогут голосовать и баллотироваться на должности в стране своего постоянного жительства независимо от гражданства. Скептики В 1992 г. «европейская идея» столкнулась с трудностями. Подозрительное отношение граждан к Маастрихтскому договору оказалось сильнее, чем предполагалось. В ходе референдумов датчане полностью его отвергли, а французы утвердили при минимальном перевесе голосов. Были разработаны новые положения о неучастии, и во время второго референдума датчане проголосовали «за». Маастрихтский договор был постепенно ратифицирован всеми членами ЕС. Так 1 ноября 1993 г. на свет появился Европейский Союз. Его рождение отметили без особого шума, поскольку уже тогда ставилась под сомнение возможность достижения S всех целей союза. В сентябре 1992 г. Beликобритания и Италия вышли из МВК, посчитав для себя невозможным оставаться участниками системы, разрушающей их экономику. В международном плане разногласия по Боснии (а впоследствии - по Ираку) отодвинули перспективы выработки общей внешней политики. Протекционизм и субсидирование сельского хозяйства привели ЕС к острому конфликту с США. Новые успехи и расширение Однако в последние годы большинство проблем было, похоже, решено. Австрия, Финляндия и Швеция присоединились к ЕС в 1995 г. Все больше склоняется к членству в ЕС и вечный оппозиционер Норвегия. В 2002-м стала физической реальностью общая для 12 из 15 тогдашних стран-членов ЕС валюта - евро (Великобритания, Швеция и Дания и сегодня пользуются своими традиционными валютами; датская крона привязана к евро). А1 мая 2004 г. частью объединенной Европы стали сразу десять стран, большинство из которых ранее входили в коммунистический блок или были республиками Советского Союза. Это историческое событие рассматривается многими как окончательное восстановление единства Европы, разделенной после II мировой войны на два лагеря. На очереди еще три кандидата - Болгария, Румыния и Турция; их присоединение ожидается в течение следующих нескольких лет. В 2003 г. подготовлен и с тех пор находится на обсуждении проект Конституции ЕС, которая в случае своего принятия действительно приведет к созданию новой государственно-политической общности. ЕС станет последней инстанцией по всем ключевым вопросам; большой объем полномочий будет передан региональным органам власти, а национальные парламенты утратят большинство своих прав и функций. Именно эта перспектива тревожит сейчас многих политиков Европы. Еще один предмет беспокойства - присоединение Турции. Не приведет ли оно к резкому всплеску иммиграции из стран Азии и Африки и размыванию культурно-исторических основ Европы, которые европейцы так старательно укрепляли все предыдущие десятилетия?