Мы используем слово «национальный» для описания любой группы людей, которые ощущают свою самобытность, основанную на истории, обычаях или образе жизни. Это чувство самобытности - наиболее важная особенность национальности, хотя она может усиливаться общим языком, религией, цветом кожи. В последнее десятилетие в русском языке - так же, как в английском и некоторых других языках - это понятие все чаще выражают словом «этнический». Принадлежность к группе - семье, племени, народу, «развитому миру» - даст человеку чувство безопасности. Но .повременно он ощущает, что люди вне его группы пусть чуть-чуть, но чужие и их вполне можно рассматривать как потенциальных противников. В трудные времена вероятность межгрупповой напряженности и конфликтов возрастает. Вся история человечества состоит из конфликтов между группами: религиозными течениями, классами, народами. Как и религиозным войнам, национальным (этническим) конфликтам часто присуща особая жестокость. Потенциал для таких конфликтов всегда велик, поскольку со времен Великого переселения народов (IV-VII вв. н. э.) люди разных рас и национальностей еще не раз перемешивались между собой. Поначалу завоеватели и переселенцы шли на запад из Азии и оседали в Европе. Некоторые, как венгры или финны, остались изолированными осколками огромных исчезнувших народов. Германцы двигались на восток, пытаясь закрепиться в нынешней Польше, Балтии и России, а славяне перемещались на юго-запад. Неудивительно, что с этнической точки зрения Европа напоминает лоскутное одеяло. В Новом Свете европейцы почти целиком вытеснили коренное индейское население и ввезли вместо них огромное количество чернокожих африканских рабов. Позже в США происходила дальнейшая этническая трансформация: волна за волной в страну прибывали эмигранты из Европы, а затем и других частей света. Массовые движения У этнических конфликтов длинная история. Еще в античные времена в Александрии Египетской вспыхивали восстания против иудеев (как сказали бы сейчас, еврейские погромы), а в средние века лондонцы громили дома фламандских иммигрантов-ткачей. Однако были и довольно длительные периоды без явных этнических столкновений. Одна из причин усиления межэтнической напряженности за последние несколько веков - становление современных национальных государств. На смену свободным общностям пришли централизованные организации, которые жестко контролировали жизнь граждан. Резко возросла важность коммуникаций, и язык наиболее мощной группы в регионе становился государственным. В результате население было вынуждено постепенно принять единый образ жизни и общую систему ценностей. В некоторых странах это произошло относительно безболезненно. К началу XX в. в Британии для большей части жителей Шотландии и Уэльса английский язык стал родным; потомки кельтов оказались частью индустриального общества, в котором конфликты не носили этнического характера. В Ирландии английский также стал общепринятым языком, но религиозные и исторические факторы способствовали сохранению у ирландцев обостренного национального самосознания. Это привело к жестоким конфликтам и к отделению от Британии. В Ольстере, который остался в составе империи, конфликты на национально-религиозной почве продолжаются по сей день. В XIX в. рост национальных государств пробудил самосознание у многих этнических групп. Романтизм как течение в искусстве возродил интерес к «умирающим» языкам и фольклору. Часто толчок национальному возрождению давало появление выдающихся произведений литературы (таких, например, как «Кобзарь» украинского барда Тараса Шевченко), словарей и сборников народных песен. В Чехии, которая со средних веков была частью Священной Римской, а затем Австрийской империи, для большинства чехов в городах первым языком был немецкий. Ярые патриоты в душе, после революции 1848 г. они вдруг обнаружили, что не понимают чешских названий улиц...XIX век можно назвать веком национальных государств. Появление объединенных Германии и Италии стимулировало стремление к национальной самостоятельности у народов огромных империй -Российской (в которую входили Польша, Финляндия, нынешние страны Балтии и Украина), а также Османской и Австрийской империй, которые правили десятками народов на юго-востоке Европы. Первая мировая война 1914-18 гг. привела к окончательному распаду этих колоссов, и только Российская империя была частично воссоздана с образованием в 1922 г. коммунистического Советского Союза. На послевоенных мирных конференциях перекраивались карты огромных территорий Восточной Европы - были созданы национальные государства по западному образцу. Однако народы Восточной Европы (в отличие от Германии и Италии) были слишком перемешаны. Создание устойчивых государств исключительно на национальной основе оказалось невозможным: этому препятствовали политические, экономические и географические факторы. К примеру, в состав Чехословакии вошла полоса горной местности (Судеты) с преимущественно германоязычным населением - что считалось необходимым для будущей защиты от Германии. Тем не менее, как раз этот шаг дал нацистской Германии повод для вторжения в Чехословакию и уничтожения чешской государственности. В 1920-30-е гг. межэтнические споры в Центральной и Восточной Европе осложнили межгосударственные отношения и в конечном счете помешали и без того недальновидным политикам выступить единым фронтом против германской экспансии. Между тем Гитлер оправдывал нацистскую агрессию именно национальным угнетением, которое якобы испытывали немцы в Чехословакии и Польше. К тому же нацистская доктрина декларировала превосходство германской расы. Прямым следствием этого стало уничтожение миллионов «неполноценных» людей: евреев, цыган, поляков, русских, украинцев и белорусов... Вторая мировая война - величайшая этническая трагедия в истории человечества. После войны немцы были переселены из Восточной Европы в пределы оккупированной Германии - волевое решение одной из этнических проблем региона. Власть в большинстве стран Восточной Европы захватили коммунисты, и в результате национальные проблемы исчезли или, по крайней мере, стали незаметны. Правда, коммунистический режим мог жестоко обойтись с «нелояльной» этнической группой (Сталин -десятками тысяч переселял и загонял в лагеря крымских татар, украинцев, немцев, калмыков и другие народы) или дать одному из народов полуофициальный статус «старшего брата» (русским в СССР). Но в целом безраздельное доминирование Государства и Партии не оставляло места для национального самоутверждения, тем более что теоретически коммунизм был интернационален по своей природе. Однако самым важным фактором общественной идентификации было членство в коммунистической партии. Привилегии, которые оно давало, формировали в правящей и управляющей группах связи куда более прочные, чем национальное происхождение.
Имперская гордыня Как и коммунизм, европейский колониализм подавлял этнические конфликты и напряженность, действуя очень похожими методами. Предметом имперской гордости было то, что единственный уполномоченный в пробковом шлеме со стеком мог уладить межплеменной конфликт и его слово считалось законом. Одновременно колониализм создавал будущие проблемы, отдавая предпочтение одной народности перед другой и рисуя на карте границы, не имевшие этнической основы. К примеру, в Нигерии существовали три основные этническо-религиозные группы, что после деколонизации стало причиной кровавой гражданской войны (1967-70). На Ближнем Востоке существовали те же проблемы. После декларации Бальфура (1917), разрешившей возрождение «еврейской одины» в Палестине, конфликт между евреями и арабами был неизбежен. Аналогичная ситуация возникла на обломках Османской империи, когда великие державы вначале пообещали курдам независимость, а затем забыли о них. Новые границы разделили территорию курдских племен между Восточной Турцией, Западным Ираном и Северным Ираком, а эти государства подавляли любые попытки добиться автономии. Курды продолжали партизанскую войну до начала 1990-х гг., но без успеха. Даже после поражения Ирака в войне за Кувейт очередное курдское восстание против режима было подавлено Саддамом Хуссейном, а ООН ограничилась гуманитарной помощью.
Деколонизация После II мировой войны деколонизация не могла не привести к целой цепи этнических конфликтов, первым из которых стало разделение Индийского Союза на Индию и Пакистан в 1947 г. Вражда между индуистами и мусульманами, сопротивление индийским властям в Кашмире, статус пенджабских сикхов, восстания тамилов на Шри-Ланке этим и другим проблемам субконтинента можно легко найти параллели во многих других частях Азии, Африки и даже Океании. В 1980-е гг. этнические конфликты часто рассматривались как проблема развивающихся стран, которую можно в долгосрочном плане решить улучшением образования и развитием урбанистической индустриальной экономики. Эти взгляды, казалось, подтверждались тем, что в Европе серьезные этнические проблемы были характерны для менее развитых регионов: Кипра, где враждовали греческая и турецкая общины, и Испании, где борьба басков за автономию вылилась в кампанию насилия. О трениях между валлонским и фламандским населением внешне благополучной Бельгии старались не вспоминать. Падение коммунизма По мере ослабления СССР в конце 1980-х гг. в Украине, Грузии, Азербайджане и Армении резко усилилось стремление к независимости. Очаги межнациональной напряженности переросли в серьезные конфликты еще до распада СССР (1991). Самый печальный пример - война между Арменией и Азербайджаном за армянский анклав в Нагорном Карабахе. Уход коммунистов со сцены создал проблемы для турок в Болгарии и венгров в Румынии, привел к дискриминации цыган. Но все это блекло рядом с распадом Югославии, кровавыми «этническими чистками» и гражданской войной между сербами, хорватами и мусульманами. Между тем проблемы в бывшем СССР множились. Новые государства обнаруживали в своем составе недовольные национальные меньшинства. Грузия оказалась вовлеченной в войну с автономной Абхазией и обвинила в этом Россию. Многочисленные русские меньшинства в Латвии и Эстонии увидели, что без знания языка своей новой страны практически лишены права на гражданство. Россия использовала свое влияние для защиты русскоязычных меньшинств в соседних странах. Однако в самой России мусульманское население Чечни вступило в жестокий, затяжной и запутанный вооруженный конфликт с федеральными силами. Запад (если называть так экономически наиболее развитую часть мира) сумел обойтись без гражданских войн, но и здесь этнические проблемы и здесь этнические проблемы выплыли на поверхность. Так, ужесточили свои позиции коренные народы Америки, Австралии и Новой Зеландии, которые обратились к воссозданию прежнего образа жизни и стали требовать вернуть им территории и ресурсы, отобранные в прошлом. Даже там, где власти симпатизировали аборигенам, юридические и моральные проблемы препятствовали принятию решений, устраивавших все стороны конфликта. Аналогичное движение возникло среди канадских индейцев, однако для Канады наиболее серьезной проблемой оказалось отношение к федерации франкоговорящих канадцев Квебека: они считали федерацию угрозой своей автономии. В 1980-х гг. Канада фактически находилась в состоянии конституционного кризиса; в октябре 1995 г. референдум по автономии Квебека едва не привел к отделению этой франкоговорящей провинции от Канады. В США большинство этнических групп приняли существующую структуру общества, но в 1980-х и 90-х годах серьезным поводом для беспокойства были многочисленные беспорядки и межрасовые столкновения. И хотя сегрегация (разделение людей по цвету кожи) в США осталась в прошлом, эти трения остаются проблемой, полностью решить которую не смогла даже политика администрации Клинтона, давшая существенные социальные преимущества афроамериканцам и некоторым другим этническим группам.
Дешевый труд В Европе с 1950-х гг. потребность в дешевой рабочей силе заставила правительства поощрять иммиграцию - в первую очередь из стран Карибского моря в Британию, из Северной Африки во Францию, из Турции в Западную Германию. Благодаря колониальным связям вновь прибывшие в Британию и Францию имели статус иммигрантов, а вот в Германии турки оставались «сезонными рабочими». В 1970-80-х гг. проблему невозможно было решить быстро и просто: многие продолжали говорить об «иммигрантах», хотя это были уже дети и внуки тех, кто приехал в Европу 20 лет назад. В тяжелые времена европейцы обвиняли эти этнические группы в безработице, и некоторые правые партии использовали эту ситуацию - но их успех был обычно недолгим. Еще более масштабные проблемы были вызваны потоками беженцев, численность которых в 1997 г., по некоторым оценкам, достигала 16,2 млн. (еще 30 млн. оставались в своей стране, но покинули место проживания). Страх перед «размыванием» состава населения и экономические проблемы заставили западные страны различать беженцев войны и «экономических мигрантов», чье желание бежать от бедности не считалось достаточной причиной для получения гражданства. Германия в трудный момент объединения столкнулась со взрывом насилия против «чужаков». Результатом стало ужесточение иммиграционных правил, хотя власти и отрицают это
Страхи Европы Ослабление пограничного контроля, доступность авиаперелетов и других способов перемещения породили в процветающих государствах Европы боязнь иммигрантов. Причиной стал массовый приток людей из экономически и политически нестабильных государств Северной Африки и бывшего СССР. Правые партии пользовались этой ситуацией, особенно во времена спада, когда «чужие» становились удобным козлом отпущения. До сих пор не ясно, изменит ли политическая и экономическая интеграция в рамках ЕС национальное самосознание европейских народов. Возможно, это самый нелегкий аспект становления объединенной Европы.