Слово «коммуникации» используется для описания многих аспектов современного мира, включая газеты, фильмы, радио, ТВ, телефоны, компьютеры, а также транспорт - относительно недавно появившиеся автомобили и самолеты. Многие из этих технологий появились чуть больше века назад, некоторые - намного моложе, особенно если рассматривать начало массового использования и рост популярности. После II мировой войны влияние новых, более быстрых форм коммуникации в политике, экономике и обществе исключительно велико. Новые технологии с каждым десятилетием все сильнее меняют поведение людей и то, как они воспринимают мир, работают и отдыхают. Отдых Многие из этих изменений известны. Дешевые авиаперевозки позволяют людям посещать отдаленные страны и знакомиться с ними. Благодаря радио, телевидению и видеотехнологиям индустрия развлечений проникла в каждый дом, изменила способы отдыха и, как многие полагают, отучила людей общаться и вытеснила традиционные западные домашние развлечения -комнатные игры и пение под фортепьяно. Использование компьютеров изменило природу работы - будь то пилотирование авиалайнера или управление потоками ценных бумаг или денег в бизнесе. Журналисты сами набирают и верстают тексты статей, а развитие настольных издательских технологий позволило обычным людям верстать и печатать собственные листовки, газеты и книги. Изменилась конъюнктура на рынке труда - требуются иные навыки офисной работы, навсегда ушла в прошлое профессия машинистки и многие другие некогда популярные специальности; большинство производств компьютеризированы. Это лишь небольшая часть происшедших изменений. Если посмотреть шире, не менее сильное влияние коммуникационная революция оказала на международные отношения. С 1960-х гг. благодаря развитию авиатранспорта возник институт «челночной дипломатии» - министры и переговорщики договариваются о встречах со своими коллегами по телефону и ежесуточно пересекают континенты и океаны. Все это упрощает урегулирование конфликтов - в прежние времена на налаживание отношений потребовались бы многие годы. Возможность немедленного разговора с глазу на глаз также повлияла на новейшую историю. В особенности это касается «горячей линии», связывающей Белый дом и Кремль. «Горячая линия» обеспечивала возможность немедленного неформального контакта; без нее «холодная война» имела бы все шансы превратиться в «горячую». Однако возможность немедленной связи отнюдь не гарантирует, что все проблемы можно решить путем переговоров. В 1982 г. казалось, что времени на урегулирование спора о Фолклендах вполне достаточно, ведь британским ВМС требовались недели, чтобы достичь островов и начать боевые ,действия против Аргентины. Однако, несмотря на прямые контакты с руководством Аргентины британского министра иностранных дел, который, в свою очередь, имел прямую связь со своим кабинетом министров, соглашение не было достигнуто, и спор был решен силой оружия. Впрочем, существует мнение, что по крайней мере одна из сторон принципиально не желала соглашения, и это усугубило взаимное непонимание. Так что, несмотря на технику, успех переговоров зависит прежде всего от воли участников. Вероятно, наиболее поразительный эффект коммуникационной революции - это то, что мир превратился в «глобальную деревню», где удаленные страны кажутся знакомыми. Это видно, если сравнить конфликты 1930-х гг. с событиями 1960-х и 1970-х. В 1938 г. Невилл Чемберлен, британский премьер-министр, заявил своему народу, что страна на грани войны, и причиной тому «люди, о которых мы ничего не знаем» - чехи и словаки, от которых Британию отделяло лишь несколько сот миль. Чемберлен, кстати, был одним из первых «челночных дипломатов»; он дважды летал в Германию на переговоры с Гитлером. В 1960-х гг. война во Вьетнаме была объектом постоянного интереса как в США, так и в Европе. Телевидение принесло в каждый дом реальность войны и картины антивоенных демонстраций; последние нередко приводили к печальным последствиям, что также способствовало усилению интереса и чувства вовлеченности в события. Поскольку атмосфера была подогрета телевизионным освещением событий, другие средства массовой информации также могли внести свой вклад - взять, к примеру, знаменитую фотографию южновьетнамского офицера, стреляющего в голову пленному. Освещение войны в средствах массовой информации тяжело повлияло на американское общество и сыграло свою роль в принятии решения о полном выводе американских войск из Вьетнама, что наглядно продемонстрировало силу коммуникационных технологий. «Информационная война» стала составляющей боевых действий, формируя общественное мнение и дезинформируя противника. Ярче всего это проявилось в 2003 г. в Ираке, когда за военными действиями весь мир мог следить по ТВ в режиме «реального времени». Обнадеживающий аспект развития «глобальной деревни» - то, что люди узнают о бедственном положении других людей в далеких странах, и относятся к этому с состраданием. Видя по ТВ голодающих в Эфиопии, западные зрители принимали участие в программах сбора средств для помощи бедствующим. Такие программы - например, Live Aid и Comic Relief -используют коммуникационные технологии и телевидение, обращаясь к публике и поддерживая ее энтузиазм. При этом пожертвования принимаются по телефону, о чем тут же сообщается в ходе шоу. Проникновение коммуникационных технологий в жизнь современного общества имеет важные последствия. Для принятия решений необходима точная информация, которая собирается, обрабатывается и передается по компьютерным сетям достаточно большому числу людей, и в этих обстоятельствах трудно обеспечить ее секретность. О неудачах и грубых промахах правительства пресса узнает почти сразу, а затем, вследствие жесткой конкуренции средств массовой информации, об этом сообщается и публике - в сенсационных репортажах и серьезных журналистских расследованиях.
Дезинформация Еще несколько десятилетий назад власти все еще могли преподносить своим гражданам полностью фальсифицированную картину мира. В годы «холодной войны» правительства как коммунистических, так и капиталистических стран стремились ввести в заблуждение своих граждан относительно подлинной картины жизни по другую сторону «железного занавеса». Теперь даже самые «закрытые» режимы не могут скрывать реалии окружающего мира и своей страны. В Румынии во времена Чаушеску все средства массовой информации жестко контролировались; даже печатные машинки нужно было регистрировать. Однако жители западной части страны могли принимать передачи венгерского телевидения, в которых рассказывалось об изменениях, происходящих в Восточной Европе. Так что вряд ли случайно революция, которая свергла Чаушеску, началась именно на западе Румынии - в Тимишоаре. Ограничить доступ к информации стремятся все правительства - одни меньше, другие больше. Однако за последние 20 лег сделать это стало сложнее. В 1980-х годах попытки британского правительства предотвратить публикацию «Охотника за шпионами» - книги бывшего разведчика Питера Райта вызвали лавину публикаций в прессе, и основные факты книги стали общеизвестны. Туристы начали привозить с собой экземпляры «Охотника за шпионами» из других стран, и публикация книги в Британии стала неизбежной. А вот в 2002 году эксдиректор британской разведслужбы MI-5 Стелла Римингтон опубликовала свои мемуары без каких-либо помех. Правительство осознало, что в современном мире препятствовать публикации книги бессмысленно - она все равно увидит свет. Вместо попыток запрета власти попросили автора в интересах национальной безопасности изъять из книги некоторые фрагменты. Однако у коммуникационной революции есть и негативная сторона. Хотя правительства не в состоянии контролировать доступ к информации, объем ее так велик, что вряд ли обычный человек в состоянии правильно оценить ее. Общественным мнением можно манипулировать, публикуя отобранные факты и трактовки, - и это укрепляет власть правительств или тех людей и организаций, которые контролируют средства массовой информации. Американский лингвист и радикальный философ Наум Хомский уверен, что внешне жесткие дискуссии в политике и средствах массовой информации охватывают лишь очень ограниченный круг проблем. Факты, способные поколебать основы власти и собственности, никогда не станут достоянием гласности. Если это правда, растущий поток «новостей» может лишь упростить задачу тем, кто решает, что именно должна узнать публика. Давление общественного мнения
В пользу доводов оптимистов можно отнести рост влияния публики, выраженный в оперативных опросах общественного мнения с использованием телефонных и ТВ-технологий, позволяющих мгновенно оказать давление на различные организации. Более того, телефоны, компьютерные сети, автомобили и настольные издательские средства упрощают организацию сопротивления непопулярной политике местной или государственной власти. Похоже, что за последние годы люди стали активнее, а власти все чаще вынуждены уступать давлению. Конкуренция в средствах массовой информации - за тиражи газет и рейтинги ТВ-программ - также помогает разрушать «управление» новостями. Однако при этом возникает другая проблема - погоня за сенсациями толкает прессу к вторжению в частную жизнь членов королевских семей, политиков и кинозвезд.. Частная информация Но не только звезды «под колпаком». Различные организации собирают все больше открытой информации о частных лицах. В числе возможных последствий - подавление политической оппозиции, контроль работодателей над служащими, шантаж и, если рассматривать менее серьезные проблемы, - засилие телефонной или почтовой рекламы. Скорость доступа к информации может оказывать разрушительное действие на чувствительные финансовые системы, особенно после того, как в 1980-х годах ведущие биржи мира перешли к массовому использованию компьютеров. Владельцы акций легко впадают в ажиотаж или панику, начиная активно покупать акции при повышении курса или сбрасывать их при понижении. Интернет позволяют им немедленно узнавать о колебаниях курсов по всему миру, и временами это приводит к катастрофам. В «черный понедельник» 19 октября 1987 г. только на Уолл-стрит в Нью-Йорке курсы акций ведущих компаний упали на 22%; то же самое произошло на других рынках. По скорости «черный понедельник» превзошел известный крах Уолл-стрита 1929 г., но его последствия были несравнимо меньше по той простой причине, что «обвал» был вызван в большей степени паникой, чем экономической ситуацией.