Понедельник, 29 Апр 2024, 14:05
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю истории (открытые уроки)

Британское содружество наций
Основы британского парламента заложены более 600 лег назад. Хотя в те времена механизм власти не соответствовал нынешним демократическим стандартам, он основывался на принципе, что народные избранники должны выражать интересы большинства населения страны и при необходимости защищать его права и свободы от правящей верхушки. Верные этим идеалам, британские колонисты внедряли демократические принципы на местах, причем подчас с куда большим успехом. Во многих американских колониях существовали избираемые ассамблеи, что сыграло немаловажную роль в успехе Войны за независимость (1775-83).
Реформы в Канаде
В Канаде, со 2-й половины XVIII в. полностью перешедшей под власть британской короны, традиция народного представительства имела далеко идущие последствия. В 1839 году лорд Дарем написал исторический доклад о сложной ситуации в стране. Он предложил ввести ограниченное самоуправление - «ответственное правительство», подобно британской модели правления, когда министры несут ответственность перед избранной народом группой людей (парламентом) и могут оставаться на посту лишь до тех пор, пока пользуются доверием парламента.
Несмотря на первоначальное неодобрение, предложения Дарема были внедрены в Канаде в 1848 году, а затем в новозеландских и австралийских колониях. В Южной Африке, где ситуация была напряженной, подобная система правления была введена значительно позже -в 1872 году.
Формирование ответственного правительства было важным шагом на пути к полному колониальному самоуправлению. Примечательно, что это произошло за десятки лет до провозглашения периода «расцвета Британской империи» (в конце правления королевы Виктории). Отчасти это объясняется тем, что правительство Великобритании пыталось не повторять ошибок, допущенных в отношениях с американскими колониями. С другой стороны, существовали экономические причины: промышленно развитая Великобритания избрала путь свободной торговли, а сохранение контроля над колониями обходилось слишком дорого.
Статус доминиона
Функции ответственного правительства ограничивались решением внутренних вопросов - «имперские» задачи оставались в ведении Великобритании. Например, в Новой Зеландии британцы оставили за собой право решать проблемы, связанные с коренным народом маори. Со временем местные правительства расширили сферу влияния, особенно после объединений английских владений в большие национальные государства, такие как Канада (в 1867 г.), Австралийский Союз (в 1901 г.) и Южно-Африканский Союз (в 1910 г.). Эти территории имели особый статус, поэтому назывались не колониями, а доминионами (англ. dominion - владение). К началу XX в. эти государства обрели почти полную независимость, хотя в вопросах внешней политики следовали политическому курсу Великобритании. Это отчасти объяснялось традицией, но, кроме того, доминионы полагались на британскую военную мощь в защите своих территорий.
Вслед за этим стали раздаваться призывы к объединению английских колоний в единый политический блок. Но они остались невоплощенными, несмотря на усилия министра колоний Джозефа Чемберлена - «чемпиона британского империализма», стремившегося превратить Британскую империю в экономическую федерацию. План Чемберлена не удался, хотя ускорил раскол Консервативной партии и подготовил почву для победы либералов на выборах в 1906 году. В начале 1930-х, вскоре после того, как мировая экономическая депрессия достигла апогея, Великобритания заключила с доминионами ряд соглашений, определявших льготные торговые условия между бывшими колониями (Оттава, 1932 г.), однако это отнюдь не походило на модель свободной торговли в Британской империи, предложенную Чемберленом.
Доминионы поддержали Великобританию во время I мировой войны (1914-18), и солдаты государств из состава Британской империи храбро сражались и проливали кровь под британским флагом. Правительство Великобритании учредило специальное военное правительство, но премьер-министры доминионов заявили, что подчиняются только парламентам своих государств, поэтому даже в военное время планы создания централизованной, единой империи не рассматривались всерьез.
Статус равных
После I мировой войны в доминионах возросло стремление к самостоятельному развитию внешней политики. Кроме того, их правительства аннулировали юридические обязательства подчиняться Великобритании и таким образом обрели полную независимость. В 19.31 г. был принят Вестминстерский статут, который закрепил решение Имперской конференции 1926 г. о самостоятельности доминионов во внутренних и внешних делах и постановил, что доминионы связаны лишь «преданностью британской короне». В те годы к доминионам также относились остров Ньюфаундленд, только в 1949 г. ставший частью Канады, и Ирландское Свободное государство, которое в 1949-м решило полностью отделиться от Великобритании и провозгласило республику. В Вестминстерском статуте 1931 г. вместо прежнего названия - Британская империя - было введено понятие «Британское содружество наций». Смена названия отражала упразднение империи и рождение Содружества - символа взаимовыгодного партнерства. Также использовался термин «Британская империя и Содружество», вносивший различие между доминионами и колониями, которые все еще находились под контролем Великобритании. Ко вторым относились Британская Индия и обширные территории в Африке, где подавляющая часть населения была неевропейского происхождения.
К тому времени население многих британских колоний сформировало элиту, получившую образование западного типа. Более того, предоставление независимости «белым» доминионам подстегнуло движение за независимость в других колониях. В Индии попытки установить систему самоуправления были сделаны еще в 1885 г. после основания партии Индийский Национальный Конгресс. Некоторые представительские учреждения были созданы после I мировой войны, а национально-освободительное движение, возглавляемое Мохандасом Ганди, юристом по образованию, значительно продвинуло Индию на пути к независимости. Хотя ситуация в стране оставалась сложной, в середине 1930-х годов стало ясно, что вскоре Индия получит статус доминиона.
Содружество
После II мировой войны (1939-45) Британская Индия в процессе деколонизации была разделена в 1947 г. на Индийский Союз и Пакистан. Через год была провозглашена независимость Цейлона (сегодня Шри-Ланка) и Бирмы (Мьянмы). В 1946 году название «Британское Содружество» было изменено на «Содружество». Решение Индии, Пакистана и Цейлона остаться членами Содружества означало, что оно вобрало множество разных культур и рас. Бирма и Ирландская Республика решили выйти из Содружества.
Следующая волна деколонизации последовала в конце 50-х - начале 60-х гг. После этого у бывшей Британской империи осталось в подчинении лишь небольшое количество территорий, которые либо были слишком малы, чтобы самоуправление было эффективным, либо находились под угрозой агрессии соседних государств, подобно Британскому Гондурасу (теперь Белиз) и Брунею.
Большинство новообразованных независимых государств стали членами Содружества. Отчасти это было знаком признания относительной «мягкости» британского правления и быстроты процесса отсоединения от Британской империи. Главы государств зачастую получали образование в Великобритании. Так, Джавахарлал Неру, премьер-министр Республики Индии, несмотря на тюремное заключение в период борьбы за независимость страны, во многих отношениях придерживался британской системы ценностей. В большинстве бывших колоний действовала парламентская система британского типа, а также правовые и образовательные системы британского образца. Другим важным фактором было широкое распространение английского языка, который иногда использовался в качестве «нейтрального» в многонациональных регионах.
Членство в Содружестве имело также практическую выгоду. Великобритания все еще была одной из ключевых сил в мире, и ее покровительство значило немало. Вскоре после провозглашения независимости британские войска были отправлены в некоторые африканские и азиатские государства, чтобы подавить попытки военных переворотов или дать отпор агрессивным соседям. Основная часть средств, выделенных Великобританией для развивающихся стран, была направлена членам Содружества. Торговые взаимоотношения между странами Содружества имели большое значение, а существование «стерлинговой зоны» обеспечивало валютную стабильность (что фактически превратило бывшую метрополию в банкира Содружества).
Правила членства в Содружестве стали намного гибче. До 1950 г. все члены Содружества официально оставались монархиями, и английский король Георг VI считался главой каждого из этих государств.
Однако страны, в которых политические и религиозные традиции сильно отличались от британских, не желали признавать власть христианского английского короля. Чтобы избежать конфликтов, были приняты соответствующие законодательные поправки, позволившие Индии и другим странам получить статус республик внутри Содружества.
В 2003 г. в Содружество входили 54 государства, из которых 16 признавали Елизавету II в качестве правящей королевы, 5 имели собственных монархов, а остальные являлись республиками.
События 1960-х
В результате деколонизации азиатские и африканские государства составили большую часть населения Содружества. Все они были резко настроены против южноафриканской расистской политики (апартеида), вследствие чего в 1961 г. ЮАР была вынуждена выйти из Содружества.
В 1965 г. в рамках Содружества в Лондоне был учрежден Секретариат, представлявший интересы всех стран-членов. В том же году белое меньшинство у власти в Родезии (ныне Зимбабве) объявило независимость страны, чтобы избежать установления власти на основе волеизъявления большинства. Великобритания осудила этот шаг, который, с политической точки зрения, расценивался как бунт против власти короны, однако воздержалась от применения силы. Экономические санкции и переговоры не привели к урегулированию конфликта, и многие африканские страны-члены Содружества критиковали двусмысленную позицию Великобритании в отношении Родезии.
В Содружестве отсутствовала строгая система управления, и подтверждением тому была неспособность избежать конфликтов между странами-членами, в частности, войны между Индией и Пакистаном. Победа Индии в 1971 г. привела к образованию Народной Республики Бангладеш, которая была принята в члены Содружества. Пакистан в знак протеста отказался от членства, но в 1989 г. восстановил его.
Убывающее влияние
Роль Содружества становилась все менее значительной по мере того, как страны-члены вступали в другие альянсы. В 1951 г. Австралия, Новая Зеландия и США создали военно-политический блок - AH3IOC. Кроме того, Британия сворачивала свое военно-морское присутствие, а экономические проблемы внутри страны в 1970-х подорвали вес фунта стерлингов. В 1970 г. Великобритания вступила в Европейское Экономическое Сообщество (ныне - Европейский Союз), что дот членов Содружества означало отмену экономических льгот.
Тем не менее, Содружество продолжало приносить пользу. Например, в 1980 г., когда решился конфликт с Родезией, войска Содружества контролировали установление перемирия между правительством и вооруженными группировками. Однако пережитки имперского прошлого давали себя знать. В 1982 г. Великобритания вступила в войну с Аргентиной, чтобы вернуть контроль над Фолклендскими островами. В начале 1980-х начались длительные переговоры с КНР относительно передачи Гонконга, которая произошла лишь в 1997 г.
Содружество сегодня
На конференциях стран-членов Содружества в 1980-х гг. было много противоречий в связи с Южно-Африканской Республикой. Большинство членов предлагали бороться с апартеидом экономическими санкциями, и отрицательная позиция Британии в этом вопросе многими воспринималась с горечью. Однако с 1990 г. ЮАР отказалась от апартеида, и через четыре года ее членство в Содружестве было восстановлено.
Содружество взяло на себя новые функции, оказывая помощь в организации выборов, контролируя их прозрачность и способствуя развитию демократии. В начале XXI в. в Зимбабве возник серьезный кризис. Президент Мугабе стал применять методы тирании, а экономические проблемы привели страну на грань банкротства и нищеты. Великобритания призывала африканские страны Содружества к вмешательству, но те отклонили эту инициативу.
Некоторые политики подвергают сомнению единство в рядах Содружества, заявляя, что этот институт – пережиток колониального XIX века. Однако большинство членов Содружества полагают, что эта организация - уникальный и вполне динамичный орган, способный конструктивно решать различные вопросы на благо состоящих в нем стран.
Категория: Учителю истории (открытые уроки) | Добавил: pepsikola (10 Мар 2012)
Просмотров: 1315 | Теги: наций, Британское, содружество | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Понедельник
29 Апр 2024
14:05


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz