Аннотация Представлен конспект урока по истории на тему «Борьба Руси с врагами на северо-западе».Урок проводится в 6 классе общеобразовательной школе.
Эпиграф: «И обратились враги в бегство, и убивали их, гоняясь за ними как по воздуху , и некуда было им бежать…»
Отрывок из летописиXV века
Сахаров А.Н. История России «Просвещение» Тема: Борьба Руси с врагами на северо-западе. Цель: формирование патриотического сознания и гражданской позиции через приобщение учащихся к историческим событиям России; Задачи: воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину , морально- нравственных качеств личности учащихся, свойственных достойному гражданину Отечества Формирование у учеников представления о судьбоносном для Руси отпоре немецкой и шведской агрессии на северо- западе. Содействовать детям в развитии умения находить и выделять главное, применять ранее полученные знания для изучения нового материала , умения давать оценку историческим событиям и историческим деятелям , навыка самостоятельной работы с документами , текстом учебника, исторической картой, схемой .
Комбинированный урок Тип урока- урок сообщения нового учебного материала Оборудование урока: учебник « История России» для 6 класса ( автор- А.Н.Сахаров ),настенная карта «Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII в.»,ЦОР «История России с древнейших времён»(картина П.Д.Корина « Александр Невский»,схема « Невской битвы», анимация «Ледового побоища», видео –отрывок из худ. фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»),детские рисунки с изображением монгольского воина, пахаря, рыцаря, иллюстрация с изображ. ордена «Александра Невского». Этапы урока: I. Организационный. Приветствие, мотивация. II. Проверка дом.зад. III. Актуализация знаний: подготовка и мотивация к основному этапу. IV. Усвоение новых знаний. V. Первичная проверка понимания. VI. Закрепление знаний и способов действий. VII. Обобщение и систематизация знаний. VIII. Инструктаж по выполнению дом.зад. IX. Подведение итогов урока X. Рефлексия. План изучения нового : 1.Натиск с запада. 2.Новгородский князь – Александр Ярославич. 3.Невская битва. 4. Ледовое побоище. Ход урока:
I. Добрый день! На сегодняшнем занятии мы как всегда узнаем много интересного и полезного. Для тех, кто желает проверить свои знания, приобретённые на предыдущем уроке, есть из чего выбрать, пожалуйста : II-III.1Задание.. 4 уч-ся выписывают на доску термины, даты, персоналии по пред.темам 2.3 уч-ся «оживляют карту»-прикрепляют значки (два скрещ.меча чёрного цвета. Вопрос-Вы догадались ,почему значки такого цвета?И почему мечи? Ответ: прикрепить на карте к городам, которые были разорены монголо-татарами. 3. «Приведи в соответствие» Даты и события.1211г.,1223г.,1240,1242г, 4.Беседа: -Кто такие монголо-татары? Почему они напали на русские земли?Какие это земли? -Почему по вашему мнению, несмотря на героическое сопротивление народов монголо- татары захватывали всё новые и новые земли?Причины успеха? Выслушиваем ответы ,обобщаем,подводим итоги проверки знаний.Оценки за дом.зад. по рекоменд.детей. Заключение: вXIII веке, врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси , были- монголо-татары. IV.Мотивация. Новая тема. Давайте представим Русь в образе пахаря (в центр карты прикреп. аппликацию),аппликации ребята нарисовали ваши одноклассницы ( называю имена) по опережающему заданию. Он стоит отняв руки от сохи,смотрит в даль , взгляд его очень тревожен.Два всадника с вотока и запада устремились на него. С одним мы уже знакомы (аппликация) Опишите его.Ответ: он на приземистой лошаде, со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком, другой в железных латах и с пикой в руках. Первый-это монгольский воин,а второй- рыцарь-крестоносец, (актуализация знаний из истории средних веков) С восточным врагом мы уже знакомы, значит нам предстоит узнать о героической борьбе с врагами-где? Ответ: на северо-западе. Запись темы, даты в тетрадь. Вы наверное уже прочли эпиграф к уроку,очём он вам «говорит»?Правильно! Конечно о победе над противником.Каков будет наш дальнейший шаг? Ответ:Как это происходило,благодаря чему,удалось одержать победу и защитить своё государство.Задание: откройте карту стр.114 –Какие земли находились на сев.-зап.?Подвергались ли они разорению со стороны монголо-татар? Ответ: нет.Это Новгородская земля. Предлагаю поработать в группах. Время по мере готовности. Задания. !.группа . Внимательно изучают легенду карты. Кто ещё ,кроме монголов осущест.захват.походы на Русь? Ответ: немецкие феодалы, шведские и датские.Соседей Руси находят и показывают на настенной карте –Ливонский орден, Тевтонский орден 2.группа.Учебник стр.118-119 и карточки-справки Что вы знаете о рыцарских орденах? Ответы. 3.группа.Задайте вопросы к тексту учебника стр.119.Ответы станут своеобразным планом-характеристикой князя, возглавившего оборону. Экран Картина П.Д.Корина «А.Невский» 1.Князь новгородский. 2.Род.в 1221г. 3. Принимал участие в походах отца 1234г. 4.В 13 лет битва г.Юрьев.опыт запомнил. 5.Дальновидный, умный гос.деятель. 4. Было дано опережающее задание приготовить небольшое сообшение о А.Невском. Слушаем.Александр рано научился читать и писать , знал русские летописи и переводы византийских хроник с описанием походов А.Македонского и др. полководцев. С малых лет познакомился с Русской правдой .Присутствовал на заседаниях боярского совета и княжеского суда, постигая азы управления страной .Бывая с отцом в Новгороде , присматривался к боярскому и купеческому правлению, наблюдал за деятельностью веча, изучал работу торгового суда.В 16 лет стал новгородским князем.В20 лет одержал победу в битве со шведами в устье р. Невы.Хан Батый сказал о нём: «Всё, что мне говорили о нём, всё правда: нет подобного этому князю». Подводится итог работы в группах , самые активные получают жетоны и те дети , которые в основном молчал тоже получают с пожеланиями начать работать. V.Всем раздаю карточки с источником(отрывок из «Жития А.Невского» о подвигах русских воинов) и карточки с именами :Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович, Яков, Меша, Сава,Ратмир. Экран Схема Невской битвы. Зачитываю вслух как началась, проходила ,чем закончилась, а уч-ся составляют карточки с именами по возрастающей на своих партах и подписывают по памяти кратко, что каждый герой совершил, сколько смогут. Запись в тетрадь даты 15 июля 1240г. Подумайте . Невская битва не принадлежит к числу крупных сражений, но ей придаётся очень большое значение. Почему? Рассказ учителя (краткий) об отношениях с боярской думой.
Экран .Анимация Ледового побоища. Вопрос перед просмотром : как проявилось боевое искусство А.Н. Видео кадры из фильма «А.Невский» Подводим итоги. Вопросы: Какие цели преследовали завоеватели? Каково историческое значение битвы на Чудском озере? Оценки за работу на уроке Экран Орден « А.Невского» Были ли в истории России такие тревожные и грозные годы? Наз. годы ВОВ Говорю об Ордене, его статусе. Д/з ПРОЧ.Параграф№15,выполнить. люб творч. работу и выучить даты.По желанию ответить на воп.зад.стр.123 Оценки за работу на уроке
Рефлексия -Что вам больше всего понравилось на уроке и запомнилось? Понравились ли герои? Захотелось ли вам побольше узнать о героических страницах истории нашей Родины? Спасибо, вы – молодцы!!!