Четверг, 02 Май 2024, 02:27
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю истории

Советская психология в 1920-1930 годах
Процессы

Период 1920-30х годов ознаменовался становлением советской психологии на основе философии марксизма. В этот период закладываются две основные взаимосвязанные темы в истории советской психологии, которые будут определять её развитие на протяжении последующих десятилетий. Это, во-первых, поиск конкретно-эмпирического наполнения марксистской психологии. Во-вторых, это тема поиска самостоятельного, отличного от физиолоческого, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования самостоятельного объекта и оснований психологического исследования, отличного от физиологического, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования. И в то же время, психология в этот период развивается в тесном взаимодействии и диалоге с разнообразными смежными областями «человековедения» и представлена разнообразными пограничными школами и исследовательскими традициями.

Годом признания советской психологии следует считать 1929, когда первая представительная группа советских ученых была заявлена для участия в IX международном психологическом конгрессе. И в то же время, параллельно с процессами интеграции советской науки в международную науку и становления оригинальных научных школ, проходят и противоположные процессы ограничения академической свободы и введения ценупры и государственного контроля над научными исследованиями. Так, 1930-е гг. ознаменованы рядом инспирированных органами государственного контроля дискуссий в психоневрологических науках, таких как «реактологическая» и «рефлексологическая» дискуссии, в ходе которых обсуждаемые научные направления были неизменно осуждены и преданы анафеме, а их представители и последователи должны были опубликовать публичные покаяния в признании ошибочности своих взглядов.

После постановления ЦК ВКП(б) «о педологических извращениях» 1936 года такие области прикладных исследований как педология и психотехника были практически закрыты и запрещены, и были поглощены психологией. Годы Большого террора (1937-38), во время которых развитие науки было несколько заторможено, а целый ряд выдающихся отечественных ученых и их покровителей был сослан, заключен или физически уничтожен, внесли сумятицу в сложившиеся отношения в структуре власти и науки. Тем не менее, к 1939 году все наиболее существенные связи между психологической наукой и властью были восстановлены. Серия докторских диссертаций, публикаций психологических монографий и учебников, избрание Узнадзе академиком Академии наук Грузинской ССР, учреждение сектора психологии (1941), а впоследствии и Института психологии АН Грузии (с 21 августа 1943), награждение С. Л. Рубинштейна Сталинской премией (1942) и избрание членом-корреспондентом АН СССР, основание Академии педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР) (Постановление СНК СССР от 6 октября 1943 г. «Об организации Академии педагогических наук РСФСР»; постановлением СНК РСФСР от 11 марта 1944 г. был утвержден первый состав действительных членов — 13 человек и членов-корреспондентов — 13 человек), а также введение психологии в школьную программу (1945) завершают этот период развития отечественной психологии как самостоятельной дисциплины.

Дисциплины

Таким образом, в Советском Союзе развитие психологии как самостоятельной марксистской науки в этот период проходит на стыке таких дисциплин как физиология высшей нервной деятельности (Павлов), рефлексология (Бехтерев), реактология (Корнилов), психоанализ (Ермаков, О. Шмидт и В. Шмидт, С. Шпильрейн, Лурия), педология (Залкинд, Моложавый, Блонский, Выготский), психотехника (И. Шпильрейн, Геллерштейн, Н. Бернштейн), психогигиена (Розенштейн, Рохлин, М. Лебединский), психотерапия (Платонов, Протопопов), дефектология (Выготский, Рау, Соколянский, Данюшевский, Занков, Соловьев), языкознание и литературоведение (Марр, ученые круга Бахтина, Московского лингвистического кружка, ОПОЯЗ'а), теория театра и кинематографии (Эйзенштейн, Мейерхольд, Курбас), зоопсихология (Вагнер, Северцов, Боровский, Войтонис, Ладыгина-Котс)

Научные съезды
1920
24 июня-2 июля — I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью
1923
10-15 января — I-й Всероссийский съезд по психоневрологии
VII Международный психологический конгресс (The 7th International Congress of Psychology), Oxford, Оксфорд, Великобритания
1924
3-10 января — II-й Всероссийский съезд по психоневрологии, Петроград
26 ноября-1 декабря — Второй съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) [1][2]
1925
11-19 января — I-й Всероссийский учительский съезд
20-24 июля — Международная конференция по обучению глухих (International conference on the education of the deaf), Лондон, Великобритания (представитель от Советского Союза — Л. С. Выготский)
1926
6-11 сентября — VIII Международный психологический конгресс (The 8th International Congress of Psychology), University of Groningen, Гронинген, Нидерланды
1927
апрель — Всесоюзная педологическая конференция (педологическое совещание)
июнь — 1-я Всесоюзная конференция по психофизиологии и профподбору, Москва
10-14 октября — IV Международная психотехническая конференция, Париж
28 декабря — 4 января 1928 г. — Всесоюзный педологический съезд
1928
V Международная психотехническая конференция, Утрехт
1929
19-23 августа — XIII Международный физиологический конгресс, Harvard, Бостон, США
1-7 сентября — IX Международный психологический конгресс в Йельском университете (впервые в работе психологического конгресса участвует представительная делегация от Советского Союза)
1930
25 января — 1 февраля — Первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека («поведенческий съезд»), Ленинград
23-27 апреля — VI Международная психотехническая конференция, Барселона
5-10 мая — Первый международный конгресс по психогигиене, Вашингтон
май — III Всероссийский съезд по охране детства
10-16 августа — Первый Всероссийский съезд по политехническому образованию, Москва
1931
20-25 мая — Первый Всесоюзный съезд по психотехнике и психофизиологии труда, Ленинград
31 августа-4 сентября — I международный неврологический конгресс, Берн, Швейцария
8-13 сентября — VII Международная психотехническая конференция (VII International Congress of Applied Psychology (or Psychotechnics)), Москва
1932
X Международный психологический конгресс, Гронинген
XIV международный физиологический конгресс, Рим
1934
18-24 июня — Первый Всеукраинский съезд невропатологов и психиатров, Харьков (тезисы докладов съезда, pdf)
VIII Международная психотехническая конференция, Прага (последняя предвоенная Международная психотехническая конференция)
1935
29 июля-2 августа — II международный неврологический конгресс, Лондон, Великобритания
8-18 августа — XV международный физиологический конгресс, Ленинград-Москва

1936
XI Международный психологический конгресс, Мадрид — конгресс не состоялся по причине гражданской войны в стране, перенесен в Париж и проведен там в 1937 г.
1937
апрель — Первая Всероссийская конференция по педагогическим наукам, ВКИП, Москва
август — XI Международный психологический конгресс, Париж (последний предвоенный международный психологический конгресс)
август — I конгресс по детской психиатрии, Париж
декабрь — XV международный офтальмологический конгресс, Каир, Египет (представитель от Советского Союза — С. В. Кравков)
1938
7-9 декабря — первая научная конференция Харьковского педагогического института

События

1920-е гг.
1920
24 июня-2 июля — I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью
1923
10-15 января — I-й Всероссийский съезд по психоневрологии, впервые прозвучала программа построения марксистской психологии (Корнилов)
ноябрь — Г. И. Челпанов уволен с поста директора Психологического института; на его место назначен К. Н. Корнилов
1924
3-10 января — II-й Всероссийский съезд по психоневрологии, Петроград; доклад Выготского, переезд из Гомеля в Москву
26 ноября-1 декабря — Второй съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН)
1925
11-19 января — I-й Всероссийский учительский съезд
защита диссертации Выготского Психология искусства
первая и единственная заграничная поездка Выготского: командирован в Лондон на дефектологическую конференцию; по дороге в Англию проехал Германию, Францию, где встречался с местными психологами
1926
Выготский госпитализирован с туберкулёзом, в больнице пишет заметки, вполедствии опубликованные под названием Исторический смысл психологического кризиса, ставшие манифестом культурно-исторической психологии
1927
апрель — Всесоюзная педологическая конференция
июнь — 1-я Всесоюзная конференция по психофизиологии и профподбору, Москва
27 декабря — скоропостижная смерть В. М. Бехтерева
28 декабря 1927 г. — 4 января 1928 г. — Всесоюзный педологический съезд
1929
1-7 сентября — IX Международный психологический конгресс в Йельском университете; впервые в работе этого конгресса участвует представительная делегация от Советского Союза
[править]
1930-е гг.
1930
25 января — 1 февраля — Первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека («поведенческий съезд»), Ленинград
23-27 апреля — VI Международная конференция по психотехнике в Барселоне (от Советского Союза участвует И. Шпильрейн, также зачитан доклад Л. С. Выготского in absentia об изучении высших психологических функций в психотехнических исследованиях)
5-10 мая — Первый международный конгресс по психогигиене, Вашингтон (Л. М. Розенштейн, А. Б. Залкинд [3])
9 октября — доклад Выготского о психологических системах, прочитанный в клинике нервных болезней 1 МГУ: начало новой исследовательской программы
1931
реактологическая дискуссия
20-25 мая — Первый Всесоюзный съезд по психотехнике и психофизиологии труда, Ленинград
8-13 сентября — VII Международная психотехническая конференция (VII International Congress of Applied Psychology (or Psychotechnics)), Москва
сентябрь — Выготский и Лурия поступили на заочное отделение медицинского факультета в Украинской психоневрологической академии в Харькове
октябрь-декабрь — переезд Лурии, Лебединского, Леонтьева, Запорожца и Божович из Москвы в Харьков, основание Харьковской психологической школы
1932
декабрь — доклад Выготского о сознании, компиляция конспектов А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца опубликована под именем Выготского как его доклад Проблема сознания; расхождение с группой Леонтьева в Харькове
1933
февраль-май — Курт Левин останавливается в Москве проездом из США (через Японию), встречи с Зейгарник, Лурией, Выготским
1934
11 июня — Выготский умер (с 9 мая — на постельном режиме)
18-24 июня — Первый Всеукраинский съезд невропатологов и психиатров, Харьков
1935
август — XV международный физиологический конгресс, Ленинград-Москва
С. Л. Рубинштейн публикует Основы психологии
1936
13 февраля — умер Г. И. Челпанов
27 февраля — умер И. П. Павлов
4 июля — постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»; фактический запрет педологии как научной дисциплины и начало гонений на психотехнику и психологию
июль — Арон Борисович Залкинд умер от инфаркта на улице, возвращаясь с собрания, где было оглашено Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», Москва
1937
26 декабря — по обвинению в шпионаже и участии в контрреволюционной террористической организации приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян Исаак Нафтулович Шпильрейн (реабилитирован в июне 1957 г.)
1938
7-9 декабря — первая научная конференция Харьковского педагогического института, первое публичное упоминание «Харьковской школы»
Категория: Учителю истории | Добавил: Okay (01 Мар 2012)
Просмотров: 1130 | Теги: Советская психология в 1920-1930 го | Рейтинг: 1.0/ 14 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
02 Май 2024
02:27


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz