План-конспект урока по истории Древнего мира 5 класс
План-конспект урока по истории Древнего мира 5 класс По теме:
ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ
ЦЕЛЬ УРОКА: способствовать формированию представления о жизни первобытных людей, их занятиях - развитие навыков работы с историческими понятиями, наглядным материалом - воспитание уважения к истории человечества ХОД УРОКА: 1. Организационный момент. 2. Изучение строения нового учебника. Разделы и их содержание. 3. Понятие об исторических источниках • Устные (от отцов, дедов, из рассказов современников) • Письменные (глиняные таблички, папирусы…) • Архитектурные (др. постройки) • Археологические. Их особое значение для изучаемого периода 4. Рассказ о первобытных людях: - места проживания: теплые жаркие страны (Вост. Африка) -археологи нашли кости чел-ка, который жил более 2-х млн. лет назад. По ним можно определить облик др. людей. См. стр.8-9 картинки • На кого похожи? – на обезьян • Почему? – осанка, лицо Нет речи, жили стаями, стадами (чел. Стадо) Стр.8 Одеты ли? - нет – жили в теплых странах Как вы думаете, что делает чел-к, который сидит на камне? - делает орудие труда – рассказ об их изготовлении: каменные • Умение изготавливать орудия труда – гл. отличие чел-ка от обезьяны. посмотрите, что делают люди около деревьев?- собирают плоды, выкапывают корешки • Одно из занятий – собирательство См. стр. 9. что делают эти люди? – охотятся Какие орудия? – деревянные копья, дубины - рассказ о способах охоты Могли ли люди защитить себя такими орудиями? – нет – жили группами НО: гл. опасность – огонь! Рассказ о том, как люди овладели огнем А зачем нужен огонь? – пища, тепло, защита
- Расселение первобытных людей в северных районах • Почему люди смогли выжить в холодных странах? - огонь, одежда (звериные шкуры), жилище (пещеры, землянки, шалаши из веток деревьев, костей и шкур животных) СМ. СТР. 13 Нужно много звериных шкур • Где брали кости и шкуры? – охота ОХОТА – ГЛАВНОЕ ЗАНЯТИЕ • Легко ли было охотиться старыми орудиями труда? – нет СМ. СТР. 12 И СТР. 9 • ЧЕМ ОХОТЯТСЯ ЛЮДИ? – копьями. • Похожи? – те деревянные, а эти с каменными наконечниками - Рассказ как делали. - Рассказ о способе охоты, на кого охотятся: олени, дикие лошади, пещерные медведи, шерстистые носороги, мамонты. Мамонт – самая ценная добыча • Почему? – много шерсти и мяса – жилище 2. Родовые общины ≈ 40 тыс. лет назад чел-к – Homo sapiens в это время человеческие коллективы стали более сплоченными Жили РОДОВАЯ ОБЩИНА – • КАКИЕ ПРИЗНАКИ ВЫРАЖАЕТ СЛОВО «РОДОВАЯ»? • КАКИЕ ПРИЗНАКИ ВЫРАЖАЕТ СЛОВО «община»? Запись определения в тетрадь Рассказ о родовой общине Родственные связи – главное (сородичи)