УРОК ИСТОРИИ Тема: Народные движения при Петре I Класс: 7 Народные движения при Петре I Класс: 7 Тип урока: комбинированный Цель: 1. Выявить вместе с учащимися причины народных движений в правление Петра I
2. Подвести учащихся к пониманию причин начала Астраханского и Булавинского восстания, определить основные движущие силы и причины поражения восстаний. 3. Продолжить формирование умений работать с исторической картой. На основе текста учебника давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности. 4. Воспитать чувство ответственности за свои поступки. Ход урока
I. Организационный момент II. Актуализационный этап Учитель: Сегодня при изучении новой темы, мы с Вами попытаемся ответить на вопрос: а какую роль сыграл Петр I и его реформы в народных движениях XVIII в.
Мы с Вами на прошлом уроке изучили тему: «Северная война», в результате чего выяснили, что в течении 21 года (с 1700 – по 1721 гг.) русские участвовали в войне против Швеции. Давайте вспомним: 1. Какой правитель в это время стоял во главе Швеции? 2. Благодаря чему Россия сумела выйти из войны победительницей? Какие меры для этого принимал Петр I? 3. Какие планы были у Петра I в Северной войне 4. А теперь давайте обратим внимание на доску. Здесь даны задания. Один из учеников выйдет к доске и соотнесет события и даты, все остальные проверяют его и себя. На второе задание пойдет второй ученик: поставит все приведенные события Северной войны в хронологическом порядке – остальные проверяют себя и его
III. Изучение новой темы План 1. Причины народных волнений XVIII в. 2. Астраханское восстание XVIII в. 3. Восстание К. Булавина XVIII в.
1. Причины народных волнений XVIII в.:
Учитель: После Северной войны, которая стала причиной напряжения всех народных сил и реформ, проведенных Петром до и после Северной войны сложились определенные предпосылки для недовольства народа, вылившегося в ряд восстаний. Давайте, сейчас с вами проанализируем с помощью учебника, какие причины лежали в основе всех народных выступлений. Ребята выявляют причины и по ходу выявления они открываются на доске. Учиетль: Так что же, какие факторы лежали в основе народных движений XVIII.? Ответы ребят ( Народ был недоволен многими культурными преобразованиями Петра I , направленными на изменение существующего традиционного уклада жизни народа. Все это усугублялось выросшими налогами, необходимыми для нужд войны) 2. Астраханское и Булавинское восстание 1. Объяснение материалы с использованием карты и интерактивной доски Но, мы с вами рассмотрели в целом все причины всех народных восстаний XVIII. Однако все восстания, которые проходили в это время имели существенные отличия. Сейчас мы с вами просмотрим выражение народного недовольства на примере двух восстаний – Астраханского и Булавинского, и попробуем сравнить : причины восстаний, основные события, т.е. ход, движущие силы и результат. Найдем в чем же были сходства и различия в народных волнениях XVIII в. Работа с интерактивной доской доской (сначала выявляем причины восстаний – к доске выходят два человека, остальные работают с места) выписываем причины Ход восстания рассказывает учитель (используя карту), основные события фиксируются на доске Анализ движущих сил и результаты восстаний, используя учебник и фиксируют на доске два ученика. Вывод: Учитель: Скажите одинаковы ли были народные восстания по причинам, составу, ходу и результатам? Ответы детей(нет, единственное, что было одинакового это результат – восстание подавили, а все остальное сугубо индивидуально (дают анализ)). Закрепление изученного Учитель: давайте ещё раз вспомним, пройденный на уроке материал (к доске вызываются три человека по очереди) и решают задание у доски (или с места потом проверяя) Мы с Вами сегодня изучили причины народных волнений XVIII в., рассмотрели отличия в целях, движущих силах народных восстаний Астраханского и Булавинского восстаний, давайте вернемся к цели урока: так какую роль играл Петр I и его реформы в народных движениях XVIII в. в целом и конкретно на примерах Астраханского и Булавинского восстаний. (Заслушать ответы) IV. Итог урока Д/з. & 18