Модульный урок истории по теме “Внутренняя политика Николая I” (2 ч.) для 8 класса
Составление модульного урока В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, перед преподавателями встает вопрос, как достигнуть основных целей воспитательно-образовательного процесса: успешное усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом образования, социальное становление и самоопределение личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Достичь желаемого возможно, применяя современные технологии обучения, такие как, например, модульное обучение. Один из элементов модульного обучения – модульный урок. Обычно состоит из двух академических часа. При составлении модульного урока можно использовать следующие элементы: • формулировка темы урока; • определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения; • разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ); • подбор необходимого фактического материала; • определение способов учебной деятельности учащихся; • отбор методов и форм преподавания и контроля; • составления модуля данного урока.
Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7). Предлагается применять следующие УЭ. • УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения. • УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д. • УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала. • УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).
В учебном элементе (УЭ-0) формируются общие дидактические цели занятия. В последующих УЭ ставятся частные дидактические цели. Учебные элементы модуля отличаются сложностью заданий. Одни направлены на репродукцию знаний, другие – на их применение в новых условиях, третьи – на формирование учебных вопросов, составление планов, тестов и т.д. Самые сложные задания связаны с обобщением информации и формулированием выводов по изучаемой теме. Модульный урок может включать в себя подготовленные обучающимися сообщения, выполнения творческих заданий, мини-спектакли. Обязательным условием проведения модульного урока является наличие у каждого обучающегося отпечатанного дидактического материала и учебных пособий. Перед завершающим контролем учитель делает обобщение, напоминает обучающимся о поставленных в начале урока целях, кратко характеризует итоги работы подгрупп, класса в целом. Контроль на этом этапе осуществляет учитель. В конце урока школьники по десятибалльной шкале оценивают свою работу. Оценка осуществляется как бы в трёх измерениях, которые можно условно обозначить словами “дело”, “я”, “мы”. Этот завершающий этап работы называется рефлексией. Ученические самооценки и суждения дают возможность учителю определить выбор форм работы, о доступность предлагаемых заданий, о способы достижения поставленных целей.
Модульный урок по теме “Внутренняя политика Николая I” (2 ч.).
Учебный элемент (УЭ-0) В результате работы ты должен узнать: • каким человеком был император Николай I, как проходило укрепление государственного управления в правление Николая I, как и почему проходили попытки решения крестьянского вопроса, какими методами государство боролось с революционными настроениями в стране; • каковы предпосылки промышленного переворота в Российской империи начала XIX в.; • какие изменения произошли в развитии сельскохозяйственной сферы, финансов и торговли.
В ходе работы над заданиями ты должен уметь: • анализировать исторические факты; • определять исторические даты на основании известной информации; • работать с исторической картой; • обобщать материал и делать выводы; • составлять тесты; • работать по тексту учебника, составлять вопросы; • работать в группах; • подготавливать устное выступление в виде докладов; • оценивать ответ товарища; • отвечать на поставленные вопросы.
Источники изучения темы: 1.Учебник. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX в. – М.: Дрофа, 2007. 2.Выступление Николая I на заседании Государственного Совета 30 марта 1842 года. 3.Статья А. И. Кошелева “О выгоде вольнонаемного труда”. 4.Карта “Экономическое развитие в середине XIX в.”. 5.Раздаточный материал с заданиями. 6.Рабочая тетрадь.
Учебный элемент - 1 (УЭ-1) Император Николай I. Укрепление государственного аппарата. Усиление борьбы с революционными движениями. Дворянство и крестьянский вопрос. 1. Прослушайте доклад обучающегося “Николай I”, воспользуйтесь информацией, представленной в учебнике (§ 8, страница 60-61). Ответьте на вопрос: какие качества личности императора вас привлекают, какие отталкивают? Почему? 2. Используя материал учебника, составьте 5 вопросов к тексту (страница 61-62), которые начинались бы со слов “кто” и “как”. 3. Работа в паре. Познакомьте товарища со своими вопросами. Попытайтесь ответить на вопросы товарища. 4. Прочитайте пункт учебника (страница 65-66), обратитесь к раздаточному материалу с заданием.
О чем идет речь? “Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонным”. Из записок А. Х. Бенкендорфа.
Работа в группах. 1 группа. Познакомьтесь с материалом учебника (страница 63). Сделайте вывод: как изменилось положение дворянского сословия в начале правления Николая I. 2 группа. Ознакомьтесь с документом (Выступление Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842 года). Ответьте на вопрос: почему император считал, что отмена крепостного права стала бы “посягательством на общественное спокойствие”?
Учебный элемент – 2 (УЭ-2) Предпосылки и начало промышленного переворота. Помещичье и крестьянское хозяйство. Финансы и торговля. Города. 1.Прочитайте пункт учебника (страница 68-70). Выберите верные утверждения.
Начавшийся в России промышленный переворот имел следующие особенности: 1) более ранние сроки, чем в Западной Европе 2) начался в условиях феодально-крепостнической системы 3) начался в металлургической отрасли производства 4) основные классы уже были сформированы 5) сохранялось технико-экономическое отставание от ряда стран Запада. 2.Работа в парах (по диагонали). Используя материал учебника (страница 70-72) и документ (Статья А. И. Кошелева “О выгоде вольнонаемного труда), составьте два теста из 3 вопросов относительно развития помещичьего и крестьянского хозяйств. 3.Используя карту “Экономическое развитие в середине XIX века”, подготовьтесь к работе с картой у доски по вопросам: 1) территории, где господствовала барщинная система; 2) территории, где преобладала оброчная система; 3) районы, где крепостное право было отменено в первой четверти XIX века; 4) районы, где помещичье хозяйство не имело большого значения. 4. Используя материал учебника (страница 75) и карту, приготовьтесь показать по карте крупнейшие промышленные центры Российской империи середины XIX века. 5. Сделайте вывод об экономическом развитии Российской империи в середине XIX века.
Учебный элемент – 3 (УЭ-3) Проверка выполнения всех заданий. Обобщение и контроль усвоения учебного материала.
3.1.Решите тест (индивидуальное задание). Выберите один правильный ответ.
1. Годы правления Николая I (1 балл): 1825 – 1855; 1826 – 1835; 1833 – 1855; 1812 – 1834.
2. Подготовка единого Свода законов Российской империи была выполнена под руководством (1 балл): М. М. Сперанского; П. Д. Киселева; А. А. Аракчеева.
3. С 1828 г. в высшие и средние учебные заведения могли принимать (1 балл): 1) всех желающих способных детей; 2) из разных сословий за плату; 3) детей дворян и чиновников; 4) только дворянских детей.
4. В первой половине XIX в. в России господствовал экономический уклад (1 балл): 1) феодально-крепостнический; 2) мелкотоварный (ремесленный); 3) капиталистический; 4) кустарный.
3.2. Выберите верные утверждения. Начавшийся в России промышленный переворот имел следующие особенности (2 балла): 1) более ранние сроки, чем в Западной Европе; 2) начался в условиях феодально-крепостнической системы; 3) начался в металлургической отрасли производства; 4) основные классы уже были сформированы; 5) сохранялось технико-экономическое отставание от ряда стран Запада.
3.3. О чем идет речь? (3 балла) “Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонным”.
Итого в сумме получается 9 баллов. Оценка “3” выставляется за воспроизведение информации первого уровня (задания № 1-4). Оценка “4” выставляется за правильное выполнение информации первого и второго уровней (задания № 1-5). Оценка “5” выставляется за правильное выполнение всего тестового задания.
Учебный элемент – 4 (УЭ-4) 4.1.Анализ выполнения тестовой работы. Самооценка и рефлексия. 1. Анализ выполнения тестовой работы. Выявление типичных ошибок. 2. Продолжите заполнение таблицы.
Дата урока Изучаемый § Выполнение д/з Творческое задание самооценка Устный ответ Тест Работа с картой
4.2. Рефлексия. 1. Как я усвоил материал? (“дело”) • Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов. • Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов. • Мало, что понял. Необходимо еще поработать – 4-6 баллов. 2. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой? (“Я”) • Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов. • Допустил ошибки – 7-8 баллов. • Не справился – 4-6 баллов. 3. Как работала группа, учебная пара? (“мы”) • Дружно, совместно разбирали задания – 9-10 баллов. • Не все активно участвовали в обсуждении – 7-8 баллов. • Работа была вялая, неинтересная. Много ошибок – 4-6 баллов.
Список использованной литературы 1. Данилов, А. А., Косулина, Л. Г. История России. XIX век. [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Дрофа, 2007. – С. 60 – 76. 2. Журавлева, О. Н. Тесты по истории России XIX века [Текст] / О. Н. Журавлева. – М.: Издательство “Экзамен”, 2005. – 137 с. 3. Модульное обучение: опыт, перспективы [Текст] / Под ред. Т. И. Шамовой. – М.: Изд-во МПГУ им. В. И. Ленина, 1998. – 203 с. 4. Сенновский, И. Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса [Текст] / И. Б. Сенновский // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 37-41. 8