Суббота, 04 Май 2024, 05:48
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 44
Гостей: 44
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю истории

МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКОВ ИСТОРИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКОВ ИСТОРИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ КУРИКУЛУМА

Теоретический лицей имени Н.В.Гоголя Учитель истории – Иванова Л.И.

Преподавание истории на основе курикулума ориен¬тировано не на повышение уровня информированности, а на фор¬мирование историко-познавательной, информационной и комму¬никативной компетентности учащихся.
Компетентность — это качество человека, выражающееся в готовности (способности) к "успешной (продуктивной эффективной деятельности, с учетом ее смысла и значимости. Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально-технологическую соста¬вляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и пове¬денческую. Обязательными компонентами компетентности любо¬го вида можно считать:
• положительную мотивацию к проявлению компетентности;
• ценностно-смысловые представления о содержании и ре¬зультатах деятельности;
• знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности;
• умения и опыт успешного осуществления необходимых дей¬ствий на базе имеющихся знаний.
При изучении элективных и профильных курсов ученики дол¬жны «попробовать» и «почувствовать» себя в разных видах позна¬вательной деятельности, типичных для избранной ими профиль¬ной области, чтобы осознать свои возможности и ответить для себя на вопросы: «Хочу ли я заниматься этими видами деятельно¬сти?», «Что нужно мне, чтобы их освоить?», «Что предстоит изме¬нить в себе, чтобы я смог достичь успехов в этой области?».
Реализация развивающего потенциала учебных курсов напря¬мую зависит от организации учебных занятий, так как именно вы¬бранная модель организации урока определяет характер деятель¬ности учеников, степень вовлеченности каждого в учебный процесс, возможность общения учащихся с учителем и друг с дру¬гом. Особенностям целей изучения профильных курсов наиболее соответствуют такие формы организации обучения, которые обес¬печивают приоритет самостоятельной познавательной деятельно¬сти учащихся, требуют привлечения и осмысления личного со¬циального опыта, побуждают учеников высказывать свое мнение, давать личностную оценку, создают условия для свободного творческого самовыражения. Именно в этом качестве элективные кур¬сы превосходят по своему потенциалу базовые курсы истории, по¬строенные в более традиционном ключе. Предлагаемые ниже мо¬дели учебных занятий основаны на применении современных педагогических технологий и ориентированы, прежде всего, на освоение определенных способов деятельности, приобретение учениками опыта социального взаимодействия.
«Водоворот»
Данная технология позволяет организовать осмысление уче¬никами исторических проблем в процессе межличностного взаи¬модействия, коллективного обсуждения и обмена мнениями.
Модель «Водоворот» предполагает групповую деятель¬ность. Каждая учебная группа получает свой лист для выполне¬ния задания и ручку (фломастер) своего цвета. Преподаватель формулирует проблемы для групп. Например, если это обоб¬щающее занятие по предпрофильному историческому курсу ме¬тодологической направленности, можно предложить следую¬щие проблемы:
1. Зачем нужно изучать историю?
2. В чем трудности изучения истории?
3. Какие существуют способы исторического познания? (Какие способы мы освоили?)
4. Кто творит историю? (Кто является субъектами историче¬ского процесса?)
5. Для каких профессий необходимо знание истории?
Ученики каждой группы обсуждают свою проблему и запи¬сывают мнения, приводя свою аргументацию или конкретизируя примерами. Затем листы с записями передаются по кругу дру¬гим группам. Получив новый лист, группа вначале оценивает за¬писи, сделанные предыдущими группами, маркируя текст с по¬мощью значков: «+» (согласны), «-» (не согласны), «?» (не понятно). Затем члены группы добавляют свои идеи, соображе¬ния и передают лист дальше по кругу для работы другим груп¬пам. Каждая группа может делать записи на листах только своим цветом. Это зрительно позволяет зафиксировать вклад каждой группы.
Когда листы обойдут круг и вернутся в свои первоначальные группы, каждая группа обобщает то, что там будет написано. Вы¬ступление группы строится по определенному плану. Вначале на¬до поблагодарить группу, внесшую наиболее ценные добавления, затем обозначить положения, вызвавшие непонимание других групп, и попросить разъяснений, и, наконец, делаются обобщаю¬щие выводы по проблеме. Подобная стратегия учебной работы на¬зывается «письменный круглый стол».
«Шесть шляп мышления»
Эта модель занятия основана на приеме, предложенном Эд¬вардом Де Боно. Она может быть использована при изучении лю¬бого исторического материала. Ученики разделяются на шесть групп соответственно цветам шести шляп. Группам предлагаются следующие задания:
• «Белая шляпа» — объективно перечислить исторические со¬бытия, факты, новые сведения (иногда можно попросить выде¬лить главные факты — не больше 10, например).
• «Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции, оценоч¬ные суждения по поводу изученного материала.
• «Черная шляпа» — выделить негативные последствия (или тенденции) и проблемы.
• «Желтая шляпа» — обобщить все положительное.
• «Зеленая шляпа» — в любой оригинальной, творческой фор¬ме представить результаты изученного.
• «Синяя шляпа» — сформулировать общие (философские) выводы, рефлексивные мысли, идеи по поводу учебного материа¬ла (можно — извлечь уроки из исторических событий).
Таким образом, в привлекательной для учеников форме про¬исходит всесторонний анализ исторического материала, его оцен¬ка и обобщение.
«Уголки»
Модель учебного занятия «Уголки» развивает умения самоор¬ганизации ученика в учебном процессе, самостоятельного осво¬ения процедур интерпретации новых фактов, их анализа и инте¬грации в систему личностного историко-культурного знания. Для проведения занятия учитель организует в пространстве класса от¬дельные «уголки», посещение которых предполагает выполнение учениками определенных заданий. Среди заданий есть более слож¬ные, предполагающие творчески-поисковую деятельность, есть за¬дания попроще: составить план предложенного текста, заполнить таблицу, сгруппировать понятия или раскрыть их научный смысл. В «уголки» помещаются учебные материалы, источники и нагляд¬ность как дидактическая основа выполнения заданий, а также справочная литература, которая может быть использована как подсказка.
На доске выписаны названия «уголков». Каждый ученик сам определяет маршрут: с какого «уголка» он начнет работу, где про¬должит. Для регулирования нахождения в одном уголке опреде¬ленного количества учеников (как правило — не более трех), каж¬дый ученик получает липкий листок бумаги со своей фамилией. Отправляясь в «уголок», ученик помещает свой листок с фамилией напротив соответствующего названия «уголка» на доске. После окончания работы он убирает свой листок и перемещает его на¬против того «уголка», куда собирается отправиться дальше. Таким образом на доске видно, в каких «уголках» сколько учеников ра¬ботает. Можно изготовить специальные большие листы бумаги с карманами для названий «уголков» и листов с фамилиями учени¬ков (в этом случае отпадает необходимость использовать липкие листочки бумаги).
С помощью данной модели урока можно организовать само¬стоятельное изучение нового материала. В этом случае ученик «набирает» материал, работая в «уголках», а на следующем заня¬тии организуется обсуждение результатов работы. «Уголки» мо¬гут быть использованы и для овладения учениками определенны¬ми приемами познавательной деятельности. Но во всех случаях ученик может идти своим темпом, осуществлять личностно-ориентированный выбор видов деятельности. Учитель может обозна¬чить «уголки» обязательные для всех (минимальный набор зада¬ний), а также дополнительные «уголки» с заданиями повышенной сложности. Ученик учится самостоятельно планировать и контро¬лировать свой процесс познания.
Лабораторные занятия
Это занятия, основанные на работе с историческими источни¬ками и ориентированные на развитие способностей работать с разными типами документов, критически анализировать истори¬ческую информацию. На таких занятиях можно использовать раз¬ные организационные модели, позволяющие активизировать познавательную активность каждого.
Модель «Обмен знаниями»
Данная модель предполагает самостоятельную познаватель¬ную деятельность учеников с использованием кооперированно-групповой формы учебной работы. Ученики осваивают такие уме¬ния, как извлечение и систематизация исторической информации на основе работы с комплексом источников, самостоятельная ре¬конструкция исторических событий и анализ исторических про¬цессов и явлений, публичная презентация результатов познава¬тельного поиска. Этапы работы:
1. Инструктаж. Преподаватель выделяет несколько равно¬значных проблем в рамках темы урока. Каждая группа учеников получает свою проблему, свой «пакет» источников информации и задание (алгоритм работы группы).
2. Исследование. Ученики каждой группы изучают свой во¬прос по источникам и готовятся к освещению проблемы для всей аудитории.
3. Обмен знаниями. Группы выступаът по очХреди и знакодят Всех с результатами своей раБоты.
ОсновНой метоДичЕской трудностью для педагога станоТится орбанизация взаимодействия групп на этапе обмена знаНиями: как привЫечь внимание всех к ответу каждой групПы? Для акти¬визации внимания предлагаются разные варианты предваритель¬ных заданий: заполнение обобщающей или сравнительной табли¬цы; ведение заПисей; испЮльзован8е «рабочегм листа»; «распаковка кластера», пр>блемный вопрос, ответить на которыЙ можно, только внимательно выслушав все группы.
Модель «Пронумерованные участники»
Модель «Пронумерованные участники» позволяет упорядочить работу каждого ученика при групповой учебной деятельности.
1. Образуются группы с равным количеством участников и каждому в группе присваивается номер (1, 2, 3, 4 и т.д.). Все груп¬пы получают одинаковое задание по источникам.
2. В группах изучаются источники, обсуждается заданный преподавателем вопрос.
3. Преподаватель называет какой-либо номер, и выслушива¬ются ответы только участников под этими номерами из каждой группы.
4. Затем преподаватель формулирует следующий вопрос для групп, и этапы учебной работы повторяются. Преподаватель вновь называет какой-либо номер, и выступают участники групп под данным номером.
Такой незамысловатый прием, как «пронумерованные участ¬ники», эффективно стимулирует познавательную деятельность учеников, так как каждый должен быть готов к ответу по любому вопросу от имени своей группы.
Модели «Эксперты» и «Зигзаг»
Модели «Эксперты» и «Зигзаг» основаны на едином базовом принципе: члены малой учебной группы становятся экспертами в определенных вопросах изучаемой темы. Внутри групп каждый участник получает свой исторический источник, изучает предло¬женный материал, и после этой личной экспертизы участники по очереди знакомят группу с результатами своей работы. В группе все данные сравниваются, обобщаются, формулируются выводы (или выполняется иное задание преподавателя). Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в пол¬ном объеме.
Однако не каждый ученик способен самостоятельно разо¬браться в своем вопросе (или в своем документе). В таком случае предусматривается «зигзаг»: на первом этапе участники, которым «поручены» одинаковые вопросы (или одинаковые документы), выходят из своих групп и образуют новые «экспертные» группы. Таким образом в экспертные группы объединяются «эксперты» с одинаковым заданием и материалом. В этих «экспертных» груп¬пах происходит тщательный анализ источника. Целесообразно предусмотреть на этом этапе письменное задание:
• цветовая разметка источника (подчеркивание смысловых еди¬ниц, например: фактов, мнений, причин, последствий и т.п.);
• формулирование выводов, которые можно сделать на осно¬ве источника;
• преобразование текста в схему, таблицу, логическую цепочку;
• выписки на основе заполнения разных бланков, например:
Факты, содержащиеся в источнике Мнение, содержащееся в источнике
Полезность, ценность источника Ограниченность источника

Участникам экспертных групп важно записать кратко ту ин¬формацию, которую они должны будут сообщить своим учебным группам. Затем «эксперты» возвращаются в свои первоначальные учебные группы, и начинается взаимный обмен информацией в группах, на основе которого выполняется общее задание.
Дискуссионные занятия
Для освоения приемов проблемной коммуникации и разви¬тия полемических умений в содержание профильных курсов включаются неоднозначные исторические проблемы, предпола¬гающие определение и аргументацию учениками своего соб¬ственного мнения. Свободный, не регламентированный ход учеб¬ного дискуссионного занятия представляется малоэффективным, так как часть учеников может остаться в позиции пассивных на¬блюдателей. Мы предлагаем несколько вариантов регламентиро¬ванной дискуссии.
«Живая линия»
Ученикам предлагается выстроиться по разные стороны во¬ображаемой линии (линию можно провести мелом по полу или использовать, например, диагональ класса) в зависимости от точки зрения, которой они придерживаются по поводу обсужда¬емой проблемы. На одном «полюсе» — сторонники определен¬ной точки зрения, на другом — ее противники, в центре — сомне¬вающиеся.
Представителям разных точек зрения предлагается по очереди приводить аргументы в защиту своего убеждения. Остальные участники могут менять свое положение относительно линии в сторону одного или другого полюса в зависимости от того, насколько аргументы выступающих их убедили. Можно выбрать двух учеников в качестве «наблюдателей». Они будут отслежи¬вать перемещения участников по отношению к линии и таким об¬разом смогут выявить наиболее убедительные аргументы.
«Техника аквариума»
Для организации занятия ученики разделяются на малые учебные группы в количестве 5±2 человека. Групповая деятель¬ность создает условия свободного общения, обеспечивает боль¬шую вовлеченность участников в процесс обсуждения, дает воз¬можность вести поиск истины через сопоставление различных точек зрения, используя «общий котел информации».
Этапы организации дискуссионного занятия:
1. Учитель формулирует проблему для обсуждения. Группам дается небольшое время для обсуждения проблемы, определения точки зрения и выстраивания системы аргументации своей пози¬ции. На этом этапе каждый ученик участвует в полемике по пред¬ложенной теме. Можно в каждой группе распределить роли — функции:
• ведущий (организует обсуждение, вовлекает всех членов группы);
• протоколист (фиксирует все, что относится к решению про¬блемы);
• критик (задает вопросы участникам по ходу обсуждения, подвергает сомнению высказанные идеи, формулировки);
• аналитик (обобщает, подводит итоги);
• наблюдатель (оценивает участие каждого члена группы по заданным учителем критериям).
2. От каждой группы выделяется человек, который будет представлять позицию группы (в случае, если в малой группе определились две разные позиции, то группу представляют два человека). Представители групп собираются в центре аудито¬рии за отдельным столом и начинают публичную дискуссию. Кроме представителей никто не имеет права высказываться, все молча следят за ходом обсуждения (наблюдают, как за аквариу¬мом). Группы могут помочь своему представителю только с по¬мощью записок (подсказать дополнительные доводы, усили¬вающие позицию группы, сформулировать контрвопрос оппонентам).
3. Обсуждение проблемы заканчивается либо по истечении времени, либо после достижения согласия между представителями групп. В заключение проводится критический разбор дискуссии всеми учениками, которые наблюдали со стороны. Внимание обра¬щается на сам процесс представления точки зрения, обоснован¬ность аргументов, полемические умения участников дискуссии.
Затем на обсуждение выносится следующий вопрос, и этапы работы повторяются, только для участия в публичном обсужде¬нии на втором этапе выйдут другие представители от малых групп.
Для более эффективного наблюдения за дискуссией ученикам можно предложить составлять «лист аргументов», заполняя сле¬дующую матрицу:

Фамилия, имя ученика Лист аргументов Оценка аргументов

Убедительный Неубедительный Ошибочный

«Вертушка общения»
Технология «Вертушка общения» может быть использована как тренинговая форма учебной дискуссии. Стулья для учеников расставлены в два круга. Во внутреннем круге ученики сидят спи¬ной к центру круга. Во внешнем — ученики расположены лицом к центру круга. Таким образом каждый ученик сидит напротив дру¬гого. Внутренний круг — неподвижный. Внешний круг — подвиж¬ный, по сигналу преподавателя все ученики пересаживаются на стул вправо и оказываются перед новым партнером.
Участники внутреннего круга условно являются сторонника¬ми одной точки зрения, а внешнего — другой точки зрения. Учени¬ки одновременно в парах ведут дискуссию, затем по сигналу педа¬гога переходят к новому партнеру. Данная организационная модель позволяет одновременно включить в дискуссию каждого ученика. Меняется ситуация общения, система аргументов — все это способствует развитию коммуникативных и дискуссионных умений.
«Дебаты»
Участвуют две соперничающие команды: отрицающая сторо¬на и утверждающая сторона по поводу четко сформулированного тезиса, например: «Начало царствования Александра I можно назвать «эрой либерализма» или «Распад СССР был неизбежен».
От каждой команды выступают по три спикера:
У1, У2, УЗ — спикеры утверждающей стороны, которые дол¬жны отстаивать и доказывать положения тезиса.
01, 02, 03 — спикеры отрицающей стороны, которые опро¬вергают данный тезис.
Расписан порядок выступлений и лимит времени дебатов:
Спикер Время Роль
У1 3 мин Раскрывает тезис, представляет аргументы команды утверждающей стороны
03 к У1 2 мин 03 задает вопросы с целью принизить значение аргументов У1. У1 отвечает
01 3 мин Выдвигает все возможные отрицательные аргументы
УЗ к 01 2 мин УЗ задает вопросы 01 с целью принизить значение его аргументов. 01 отвечает
У2 2 мин Отвергает аргументы 01, усиливает утверждающую линию, предоставляет доказательства
01 к У2 2 мин 01 задает перекрестные вопросы У2, У2 отвечает
02 2 мин Опровергает аргументы У1 и У2, усиливает отрицающую линию
У1к 02 2 мин У1 задает вопросы 02, 02 отвечает
УЗ 3 мин Представляет финальный ответ соперникам: опровергает их доводы и усиливает доказательства утверждающей линии
03 3 мин Финальный ответ соперникам: опровергает их доводы и усиливает доказательства отрицающей стороны

На дебатах вводится роль тайм-кипера, который следит за вре¬менем и оповещает о конце отведенного времени, поднимая та¬бличку с надписью «30 с».
Все остальные ученики класса наблюдают за дебатами и запи¬сывают аргументы сторон:
ТЕЗИС
Аргументы утверждающей стороны Аргументы отрицающей стороны

В конце дебатов обсуждаются убедительность аргументов, по¬лемические умения спикеров и делается вывод о победе одной из сторон. Целесообразно ввести группу жюри для занятия в форме дебатов. Жюри заполняет лист оценки аргументов и подводит итоги дебатов.
Возможно на уроках введение только элементов дебатов: речи спикеров, перекрестные вопросы, составление системы аргумен¬тации.
«Учебный спор-диалог»
Эта модель позволяет сочетать индивидуальную, парную и групповую формы оценочной деятельности школьников. Этапы занятия:
1. Индивидуальная работа. Ученики делятся на первые и вто¬рые номера. Первым номерам соответствует определенная пози¬ция, например «оптимисты», «радикалы», представители Запада или представители соответствующей политической партии. У вторых номеров — установка на противоположную позицию: «пессимисты», «консерваторы», представители СССР или пред¬ставители какой-то отличной от первых номеров политической партии. Под заданным углом зрения каждый ученик оценивает изучаемое историческое явление, процесс или деятельность исто¬рической личности. Каждый, например, составляет свой список «плюсов» и «минусов».
2. Ученики объединяются в пары (первые и вторые номера на¬чинают работать вместе). Каждый излагает свою оценку. Задача пары: обсудить вопрос и постараться выработать общий список «плюсов» и «минусов», с которым сможет согласиться каждая сторона.
3. Пары объединяются в «четверки». «Четверка» обсуждает все имеющиеся оценки, мнения и выдвигает суждения, исходя из обеих намеченных ранее позиций.
4. Можно объединить «четверки» в группы по восемь учени¬ков, чтобы ребята еще раз постарались договориться и выработа¬ли общую точку зрения (пусть даже состоящую только из одного-двух пунктов, с которыми могут согласиться все).
Таким образом, появляется этап свертывания дискуссии, пере¬ход к уравновешенному конструктивному диалогу ради выработ¬ки компромиссной единой точки зрения для общего решения.
Проектные занятия
Ученический проект представляет собой совокупность определенных действий, реализующих замысел для создания реального объекта, предмета или теоретического продукта. Особенности проектного занятия: исследовательский характер, самостоятельность, результативность.
Этапы работы над проектом могут быть следующие:
Определение темы, цели проекта.
2. Формирование групп, планирование, распределение труда (выбор методов и объектов исследования).
3. Исследование проблемы на основе распределения труда.
4. Оформление проектных материалов.
5. Презентация (защита) проекта.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Первый вариант организации проектного занятия Учитель определяет тему и цели проекта, а учащиеся сами вы¬бирают вид выполнения и презентации проекта. Это может быть выставка, коллаж, альбом, «экскурсия», компьютерная презента¬ция с использованием Power Point.
Приведем примеры проектов на тему «Диалог культур».
1) Групповые проекты по проблеме «Религия как фактор культурного многообразия». Группы выбирают темы:
• «Религиозные праздники».
• «Религиозные пищевые традиции».
• «Религиозные требования к одежде».
• «Храмы и правила поведения в них».
При подготовке и презентации проекта должны быть осве¬щены следующие вопросы: общее и различия в религиозных традициях разных конфессий; отражение в традициях истори¬ческих, культурных и нравственных аспектов; необходимость уважительного, тактичного отношения к религиозным тра¬дициям.
2) Индивидуальный проект по проблеме «Поликультурность в повседневной жизни моей семьи». Примерные вопросы, которые можно исследовать:
• Сказки и стихи каких народов мы читали в детстве?
• Какие блюда из кухни разных народов готовят в нашей семье?
• Какие продукты, употребляемые в пищу, пришли из культур других народов?
• Какие заимствованные слова мы употребляем? и т.д.
Второй вариант организации проектного занятия Учитель определяет не только тему, но и предлагает вариант конечного продукта: создание рукописного журнала, рекламно¬го буклета, плаката, афиши, «диафильма», серии рукописных брошюр «ЖЗЛ». Приведем примеры таких проектных занятий.
«Выпуск исторического журнала»
В качестве проекта ученикам предлагается «выпустить» номер исторического журнала, посвященного изучаемой теме. Ученики делятся на малые группы, функции которых определяются их ролью в «журнале». Можно выделить следующие группы учеников:
1. «Редакторы». На основе изучения материалов учебного по¬собия пишут «передовицу», где раскрывают значение данных ис¬торических событий, актуальность проблематики для современ¬ности. Готовят «презентацию» номера журнала.
2. «Информационный отдел». Готовят для журнала материал информационного характера: заметка об историческом событии или деятеле, «репортаж с места события», «интервью» с очевид¬цем или специалистом и т.п.
3. «Аналитический отдел». Пишут материалы аналитического жанра: статья, эссе, обозрение, очерк и т.п.
4. Отдел, отвечающий за подготовку развлекательно-познава¬тельного материала под рубриками: «Это интересно», «Неизвест¬ное об известном», «В зеркале юмора» и т.п. Ученики могут подго¬товить фельетон, эпиграммы, анекдоты, ребусы, кроссворды по изучаемой теме.
5. «Художники-оформители». Отбирают или создают свои ил¬люстрации для журнала. Продумывают и согласовывают с «редак¬торами» оформление обложки номера.
После того как группы подготовят свои материалы, редакторы организуют «презентацию» журнала.
«Рукописный учебник истории»
На основе изучения комплекса источников и дополнительной литературы по определенной теме ученикам предлагается само¬стоятельно создать параграф (или страничку) учебника истории.
1 этап. Учитель формулирует тему, проблему урока и объяс¬няет задание.
2 этап. Ученики делятся на малые учебные группы и на осно¬ве изучения дополнительной литературы и источников отбирают материал для «учебника истории». При этом ученики могут рабо¬тать в школьной библиотеке, в компьютерном кабинете или в классе с материалами, предложенными учителем. Алгоритм рабо¬ты групп может быть следующим:
1) сформулировать заголовок и план параграфа: какие под¬пункты надо рассмотреть, чтобы раскрыть тему;
2) написать небольшой авторский текст;
3) раскрыть событийно-хронологический ряд (в любой форме);
4) отобрать, если считают целесообразным, материал для руб¬рик «словарик», «источник», «исторический портрет»;
5) придумать иллюстрации.
3 этап. Каждая группа представляет свой параграф или стра¬ничку учебника классу.
«Создание диафильма»
Последовательность работы учеников:
1. В группе обсуждается и определяется сюжет, последова¬тельность «кадров».
2. Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров». Каждый кадр — это рисунок или коллаж на отдельном листе с кратким текстом — комментарием.
3. Листы-«кадры» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа.
4. Происходит презентация групповых проектов: «премьера» диафильмов.
Результаты проектной деятельности школьников отражаются в «портфолио достижений» и делают эти портфолио более пред¬ставительными, интересными.
В описанных выше моделях уроков акцент переносится с вос¬произведения готовых знаний на обучение школьников приемам и процедурам самостоятельного поиска знаний, формирование их интеллектуальных, коммуникативных, оценочных умений. По¬скольку профильные курсы призваны способствовать осознанно¬му выбору, основанному на личном интересе, то для организации учебных занятий, на наш взгляд, неприемлемы такие черты, как шаблонность, репродуктивный характер учебного процесса, пре¬обладание фронтальных форм учебной работы, мало стимулирую¬щих индивидуальную активность учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М., 1997.
2. Современный студент в поле информации и коммуникации: Учебно-методическое пособие для слушателей семинара «Новые педагогические технологии в высшей школе». СПб., 2007.
Категория: Учителю истории | Добавил: almar71 (21 Мар 2012)
Просмотров: 1004 | Теги: моделирование, истории, современных, уроков, применением, технологий, педагогических | Рейтинг: 1.0/ 4 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
04 Май 2024
05:48


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz