Старая Москва, представляющая эпоху «от Петра до Павла», всё еще далека от столичного школьника. Архитектурные памятники разбросаны на большие расстояния, живут каждый своей жизнью, не всегда заметной преподавателю истории и москвоведения. Проще отвести детей на экскурсию в Кремль, нежели по крупицам собирать сведения о многочисленных дворцах и усадьбах, каждый раз отправляясь с учениками в новом направлении. Теперь становится возможным совершить подобную прогулку с большим толком, посетив при этом сразу несколько музеев города.
Назовите автора «Науки побеждать» и архитектора здания Сената в Кремле...
Назовите первый в России музей и изначальный адрес Московского университета...
Назовите первую российскую газету и первый каменный театр города...
Помочь в этом как учителям, так и школьникам взялись сотрудники Музея истории Москвы, чьи фонды давно уже не умещаются в тесноватых помещениях бывшей церкви Иоанна Богослова, «что под вязом» (на Новой площади). В последние годы на он активно «прирастает» филиалами, среди которых совсем еще «молодые» и недостаточно известные широкому кругу москвичей: Музей истории «Лефортово» и Музей русской усадебной культуры в Кузьминках. Они и стали инициаторами проведения беспрецедентной акции, адресованной учащимся города.
Вместе с Музеем Якова Брюса в Глинках и Музеем-усадьбой «Кусково» «лефортовцы» и «кузьминцы» организовали проведение музейной школьной культурологической викторины, которая планируется как продолжительная и многоэтапная акция.
Стартовала викторина в Восточном округе Москвы. На исходе осени всех собравшихся в уютном зале Московской Гуманитарно-Социальной Академии юных поклонников отечественной истории ожидало необычное виртуальное путешествие во времени. Проводниками служили опытные экскурсоводы, а привычный музейный антураж заменила демонстрация слайдов.
Ребятам предложили не только познавательную программу, но и соревнование, где состязались команды восьми московских школ. Им предстояло ответить на ряд вопросов, посвященных истории и культуре «изящного» и «веселого» XVIII столетия.
Строгое жюри определяло в каждой паре победителей и побежденных: первые продолжали выступления, вторые переходили в ряды зрителей. Задания составлялись сотрудниками музеев и — даже не до конца выполненные — будили в участниках интерес к елизаветинско-екатерининскому наследию.
Вспоминая и угадывая, воскрешая забытые образы далеких предков, распознавая руку крупнейших мастеров, творивших в музеях-усадьбах, поэтапно, шаг за шагом, продвигались команды к финалу. К чести собравшихся, никто из них не заблудился безнадежно в лабиринтах истории. Более того, команды в своих ответах не раз выходили за рамки учебных представлений о событиях XVIII века, приятно удивляя музейных работников и профессиональных историков.
Не пришлось скучать и собравшимся в зале группам поддержки; пока выявлялись участники финального тура, все присутствующие получили возможность продемонстрировать свою эрудицию. Для гостей приготовили целый калейдоскоп вопросов, вовлекающих каждого в атмосферу праздника — праздника Истории.
По итогам трехчасового марафона сильнейшей была признана команда школы № 1925. Но, как оказалось, проигравших в этот день не было. От лица организаторов каждому участнику были вручены памятные сувениры, а наиболее отличившимся — почетные дипломы Музея истории Москвы и сертификаты на право бесплатного посещения музеев-усадеб.
Был и главный приз — бесплатная автобусная экскурсия, организованная агентством «Тройка плюс», спонсором викторины.
Пользуясь случаем, хочется добавить, что следующая культурологическая викторина состоится в феврале 2002 г.
Желающие принять в ней участие или посмотреть это действо могут обращаться в Оргкомитет по телефонам 366-8947 и 369-7662.