Взаимоотношения мусульман и викингов – одна из интереснейших страниц истории, на которую, впрочем, мало обращают внимание неспециалисты. А ведь эти контакты оказывали влияние на ход событий в течение средневекового этапа развития этих столь непохожих цивилизаций, сказываются определенным образом и на нашей жизни.
Появление арабов, и, через некоторое время, викингов на европейской исторической арене, внесло существенные изменения в развитие народов континента. Выходцы из Скандинавии занимались и войной, и торговлей, расширяя сферу свой активности.
Они также прибывали с разными целями и на мусульманские земли. Естественно, арабы заинтересовались этим народом, и из их источников мы теперь можем узнать важную информацию о викингах.
Известен факт пребывания на территории современной Дании путешественника ат-Таруши. Он сообщал о том, что большинство жителей города Хедебю – язычники, христиан мало, что «в честь своего божества они закатывают пиры, едят и пьют. Тот, кто совершает жертвоприношение – режет быка, овцу, козу или свинью, – вывешивает тушу на столбах перед своим жилищем, дабы все убедились, что он принес жертву богу».
По мнению ат-Таруши, «городу недостает роскоши и богатства». Он отмечает варварский обычай бросать новорожденных в море. Самое ужасное впечатление оставили на него песни викингов – арабскому интеллектуалу казалось, что он слышит «звериный вой».
Свидетельство ат-Таруши относится к середине X века, а к тому времени отношения мусульман и скандинавов сделались достаточно интенсивными. Об этом говорят и рунические надписи северян.
Немало таких памятников, найденных в Швеции, упоминают об участии шведов в поездках и походах на Восток, в том числе в Серкланд (Страну сарацин). О походах в Серкланд повествует сага об Ингваре-мореходе: он ходил во главе большого отряда на Восток, где и умер.
Примечательным фактом можно считать обнаружение десятков тысяч арабских монет IХ и Х веков в Скандинавии. Арабские историки и географы сообщали о торговле северян.
Кроме монет, подтверждением коммерческих отношений с Востоком является арабское и иранское серебро, найденное в погребениях. Шведский город Бирка, через который шла продажа рабов, был и центром торговли с Поволжьем.
Викинги, в первую очередь, прославились как воины. Они нападали на владения мусульман в Испании и Северной Африке, но встречали там мощное сопротивление.
Впервые норвежцы, совершавшие экспедиции к берегам Испании, попытались высадиться там в 844 году. Это им не удалось, но Лиссабон, Кадис и Севилья были разграблены. Мужчин убивали, женщин уводили.
Историк аль-Якуб пишет о нападении норманнов на Севилью: «Аль-маджус, которые зовутся ар-рус, ворвались туда, захватывали пленных, жгли и убивали». Однако арабы обстреляли скандинавский флот сосудами с горящей нефтью и потопили 30 кораблей. Оставшиеся в живых викинги, придя в полное отчаяние, обменяли своих пленников-мусульман на еду, одежду и право беспрепятственного прохода, и в результате на 15 лет была обеспечена безопасность арабских земель. После той победы эмир Абдуррахман послал своим союзникам в Северную Африку двести отрубленных голов викингов в знак того, что Аллах уничтожил язычников за их злодейство.
Следующее нападение на Испанию совершил в 859 году Бьерн Железнобокий. У него был флот из 62 кораблей, на которых его войско прошло Гибралтарский пролив. Была разграблена мечеть в Альхесирасе, а в Марокко викинги захватили множество рабов на продажу. Эта экспедиция, возможно, достигла берегов Греции и Египта.
Но скандинавы и арабы не ограничивались военными действиями – кроме них, происходил, например, обмен посольствами. Одно из них, в Данию, возглавил поэт аль-Газаль, которому был оказан хороший прием.
Аль-Газаль сразу оговорил, что мусульмане не будут падать ниц перед королем, но вход в палаты был низким, так что пришлось бы наклоняться. Посол решил, что придумано это нарочно, поэтому уселся на землю ногами вперед и, подняв голову, прополз в зал. Он передал подарки и послание от эмира, произошел обмен речами.
На поэта большое впечатление произвела жена короля, которая сама избавила араба от опасений ревности со стороны ее мужа, сообщив, что датские женщины свободны и могут расторгать браки. Этой королеве аль-Газаль посвятил несколько стихов.
Вот так удивительно переплетались судьбы народов Севера и юга Европы в ту бурную эпоху появления новых государств и формирования культур.