Игровая технология как средство развития познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка
По определению Г. К. Селевко [1], игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением Игровые технологии имеют различную направленность:
1) дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; 2) воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности; 3) развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности; 4) социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.
В процессе игровой деятельности происходит формирование и развитие личности, подготовка человека к жизни. С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие исследователи называют новое учебное и психическое состояние обучаемых игровым состоянием. Оно характеризуется повышенным уровнем мотивации, инициативности, готовности к сопереживанию и деятельности воображения. Игра объединяет играющих для совместного группового сотрудничества, речевого и предметного взаимодействия, направленного на решение совместной задачи.
Целями игрового обучения школьников являются: 1) развитие мышления средствами иностранного языка; 2) повышение мотивации изучения предмета; 3) обеспечение личностного роста каждого участника игры, способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.
Организующим фактором игровой познавательной деятельности является проблемная ситуация, которая характеризуется творческим эмоциональным состоянием субъектов, выражающемся в анализе ситуаций, принятии решений. Эффективность данного этапа познавательной деятельности обучаемых предопределяется смысловой содержательностью, предметной значимостью, духовно-гуманитарной направленностью отобранного материала.
Речемыслительную деятельность обучаемых стимулируют, например, такие ситуации «Первая встреча с зарубежной семьёй, в которой я буду жить во время кратковременной учебы», «Знакомство с молодёжной средой Великобритании» и другие.
Игровая ситуация является конструктивной основой игровой познавательной деятельности, где деятельность обучающихся составляет важный компонент структуры. Игровая познавательная деятельность как активная форма обучения и воспитания требует адекватной технологии, которая способствовала бы усилению мыследеятельности и рефлексии обучаемых. Игровая познавательная деятельность (игра) на занятиях носит характер конструирования новых знаний, поиска способов решения ситуаций.
Игровое обучение на иностранном языке, как указывают О. А. Артемьева, М. Н. Макеева [2], строится на следующих методических принципах:
1) системно-деятельностный подход к обучению иностранному языку, который находит своё выражение в комплексной реализации коммуникативных, воспитательных, образовательных и развивающих целях обучения на основе а) выделения коммуникативных сфер деятельности обучаемого в реальной жизни и моделирования речевых ситуаций; б) в тщательном отборе на этой основе языкового и речевого материала; в) в поэтапном обеспечении нарастающей коммуникативности с ориентацией на воспроизведение основных черт реальной коммуникации; г) в комплексном развитии всех видов речевой деятельности в их тесной взаимосвязи и приоритетной роли коммуникативной деятельности;
2) оптимальное сочетание различных видов работы на основе использования игровых методов обучения иностранным языкам; 3) конструирование творческих видов работ по принципу от простого к сложному: от драматизации, импровизации к разыгрыванию микроэтюдов, макроэтюдов.
Познавательная парадигма состоит из двух функционально связанных видов познавательных и предметных действий: действий обучающихся как субъектов, направленных на самостоятельное добывание знаний в процессе игровой познавательной деятельности, и действий преподавателя как субъекта, направленных на обучение обучающихся видам и формам коммуникативной направленности. Омбоева Наталья Антоновна Учитель английского языка, кандидат педагогических наук