Суббота, 20 Апр 2024, 05:07
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю информатики

Особенности обработки экономической статистической информации
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Многочисленные определения статистики как науки о количественной характеристике общественных и естествен-ных явлений и процессов можно свести к двум вариантам определений: узкому и широкому.
В широком смысле статистика является наукой, изучающей массовые явления протекающие в совокупностях неко-торых факторов или явлений определенного свойства и между взаимодействующими совокупностями. Сама же совокуп-ность, как сумма фактов, признаков, явлений состоит из элементов, исчезновение одного из которых не уничтожает качест-венную характеристику этой совокупности. Так, население города остается его населением и после того, как одно из состав-ляющих его содержания - физическое лицо переехало в другой город или другую местность или вообще покинуло данную страну. Или сельское хозяйство, транспорт и промышленность остаются определенными совокупностями соответствующи-ми их характеристиками даже тогда, когда отраслевая структура или значимость их в производстве валового национального продукта претерпевает заметные изменения.
Разные совокупности как некоторое целое состоит из единиц, которое в свою очередь могут характеризоваться своими параметрами, свойствами, своим содержанием, что оказывает влияние на содержание всей совокупности, которая объединяет эти единицы в единицах. Если мы говорим о промышленности, то статистика рассматривает ее как совокупность (сумму) предприятий. А каждое предприятие, образуя одну из входящих в нее единицу, в свою очередь характеризуется своим содержанием по количеству рабочих мест, оборудования, выпуску соответствующей статистике.
Специфическая черта статистики состоит в том, что во всех случаях ее данные относятся к сумме факторов, т.е. ко всей совокупности. Характеристика отдельных индивидуальных данных имеет смысл только лишь как основание, база для получения общих и сводных характеристик изучаемой совокупности.
Таким образом статистика как наука в широком смысле изучает все массовые явления, к какой бы области они не относились. Изучая массовое явление, статистика характеризует его не только количественно. С помощью числовых вели-чин, но и качественно, выявляя его содержание и динамику развития.
Статистика в узком смысле представляет собой количественную совокупность связанную с обработкой данных ин-дивидуальных наблюдений, свойственных предметам, явлениям, составляющим отдельные параметры единицы совокупно-сти.
Статистика как наука представляет собой вид общественной и государственной деятельности, направленной на получение, обработку и анализ информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества во всем его многообразии и неразрывной связи с ее количественным содержанием. В этом смысле понятие "статистика" совпадает с понятием "статистический учет". Учет, во всяком обществе является средством с помощью которого общество обладает необходимой информацией о состоянии экономики, социальных и других сторонах жизнедеятельности общества в целом или отдельных его структур. Этот учет дает возможность осуществлять соответствующую организацию и управление экономическими процессами.
Под статистикой также понимают процесс ее "ведения", осуществления, т.е. собирания и обработки данных, фактов, необходимых для получения статистической информации в ранее указанных смыслах содержания предмета статистики (в широком и узком понимании предмета).
Необходимые сведения могут собираться с целью получения обобщенных характеристик для массы случаев данного рода информации. Таковые, например, сведения собираемые для проведения переписей населения, когда периодически статисти-ческие службы проводят общенациональные компании по учету на определенную дату количественный и качественный состав населения.
В других случаях статистика (как определенный вид деятельности) использует сведения, фиксируемые в процессе выполнения учетных функций по основному виду деятельности, соответствующих служб. Так формируется статистика рож-дений, смертей, браков, разводов, дорожных происшествий, количество обучающихся в школах, вузах и т.д. и т.п. Сюда же относятся использование статистической информации полученной из отчетов работы предприятий, данных бухгалтерами и т.д.
Статистика как особый вид деятельности с указанным выше содержанием позволяет на основе научного исследова-ния выявить статистические закономерности. Так спрос на какой-либо товар есть по своей природе явление, определяемое различными факторами: доходами, вкусами населения, модой, сезоном и т.д. Можно утверждать, что всякий раз при сниже-нии цен имеет место рост спроса на соответствующие товары. Но мера снижения цен и мера роста спроса может быть опре-делена только на основе статистической обработки данных о продажах товаров по тем же или иным ценам. В этом случае пользуются показателями так называемой эластичности спроса и предложения товаров, что находит широкое применение в маркетинговых службах различных фирм.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Главной задачей статистики является получение и соответствующая обработка статистической информации для принятия решений направленных на достижение желаемого результата в хозяйственной, социально-экономической, науч-ной, культурной и других видах творческой деятельности государства, общественных организаций, экономических структур общества и т.д. и т.п.
Статистика призвана способствовать выявлению наиболее острых проблем экономического и социально-политического содержания, а также обоснованию путей достижения многообразных целей развития общества и в первую очередь таких как активное участие населения в реализации крупных экономических задач, связанных с развитием рыночных отношений в нашей стране.
В задачи статистики конкретных направлений статистической деятельности входят все те вопросы, которые решаются соответствующей экономической или социальной структурой.
Например, задачами статистики промышленности в основном сводятся к следующему:
1. Всесторонне и объективно с помощью статистической информации характеризовать кардинальные изменения в отраслевой структуре связанные с освоением инструментов рыночной экономики на пути преодоления негативных явлений и создания предпосылок для перехода к эффективному использованию имеющихся ресурсов производства.
2. Своевременно выявляет внутрипроизводственные резервы дальнейшего увеличения производства продукции на основе улучшения использования производственного потенциала промышленности и каждого промышленного предприятия.
3. Оценивать рост интенсификации и эффективности производства на основе использования научно-технического прогресса в условиях рыночной конкуренции внутри и за пределами национального рынка.
4. Проводить обследование предприятий по актуальным проблемам совершенствования хозяйственного механизма с целью выявления и пропагандирования передового отечественного опыта в достижении высокой рентабельности предприятий, отраслей и других структур производственной сферы.
В условиях становления рыночных отношений в экономических структурах нашей страны возникают новые вопросы, про-блемы, которые не были предметом внимания административно-командной экономики. К таким вопросам можно отнести проблемы вынужденной безработицы, банкротства и остановки предприятий, забастовки, количественная характеристика соглашений и договоров, заключенных между администрацией и рабочими в лице профсоюзных организаций, цена и прожиточный уровень, размеры заработной платы работающих в различных структурах промышленного производства и т.д. и т.п.
Все эти вопросы и проблемы существуют объективно. Количественную характеристику этих вопросов и проблем призвана дать статистика, на базе которой и возможны адекватные меры по преодолению имеющихся трудностей в развитии про-мышленного или любого другого производства или вида общественной полезной деятельности.

3. СТРУКТУРА СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Задача общей теории статистики – разработка общих принципов и методов статистического исследования.
Задача экономической статистики – разработка и анализ показателей, отражающих состояние экономики в целом, взаимосвязь отраслей, наличие и особенности размещения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достигнутый уровень их использования.
Задача отраслевой экономической статистики (статистики промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, труда, природных ресурсов и др.) – разработка и анализ статистических показателей развития соответствующей отрасли экономики.
Задача социальной статистики – формирование системы показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений, статистика народонаселения, политики, культуры, здравоохранения, права и т.д.).
Отраслевые статистики формируются на базе показателей экономической и социальной статистики, которые осно-вываются на категориях и методах анализа, разработанных общей теории статистики.

4. СБОР, ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Сбор, обработка и анализ статистической информации по всей стране осуществляются по единым принципам, об-щей программе и методологии органами государственной С. во главе с Центральным статистическим управлением при Со-вете Министров СССР, созданным по инициативе В. И. Ленина. Статистические данные публикуются в статистических сборниках.
Главная задача сов. С. — получение и своевременное представление государственным органам достоверных, научно обоснованных данных, показывающих ход выполнения государственных планов, рост социалистического народного хозяйства и культуры, наличие материальных резервов в народном хозяйстве и их использование, соотношение в развитии различных отраслей народного хозяйства. Коммунистической партией поставлены задачи дальнейшего совершенствования С. и активного её участия в анализе крупных экономических проблем, таких, как всемерная интенсификация общественного производства, повышение его эффективности, ускорение научно-технического прогресса, подъём благосостояния советского народа.
Техническая база современной С. — сеть вычислительных центров, информационно-вычислительных и машинно-счётных станций государственной С. Быстрое развитие кибернетики и применение электронно-вычислительной техники оказывают всё возрастающее влияние на организацию С. и методы статистического анализа. Создание автоматизированной системы государственной С. (АСГС) не только увеличит объём статистической информации, оперативность её подготовки и представления в государственные органы, но и позволит значительно усилить познавательные функции С., многократно увеличить и углубить её аналитические возможности.
Важное теоретическое и практическое значение С., широкое использование её в различных областях жизни и во многих научных дисциплинах вытекает из особенностей её как науки и метода. По определению В. И. Ленина, асоциально-экономическая статистика — одно из самых могущественных орудий социального познания...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 334). Познание качественных законов развития явлений невозможно без анализа их количественной стороны. Специ-фика и сила С. заключаются, в частности, в том, что количественные отношения объективной действительности она рас-сматривает в неразрывной связи с качественными особенностями явлений и процессов. Благодаря С. единство качественной и количественной стороны анализа проявляется с наибольшей силой.
Точное описание и измерение общественных закономерностей — одна из важных, но не единственная функция С. Статистическая методология позволяет исследовать совокупность факторов, изобразить процесс в целом, учесть тенденции развития и разнообразие форм явлений — это особенно ценил В. И. Ленин. Она помогает также открывать и анализировать причинные зависимости и закономерности явлений. При этом С. имеет дело с такими закономерностями, которые свойст-венны массе явлений (объектов), различающихся между собой множеством индивидуальных признаков. Для С. важное зна-чение имеет больших чисел закон, в соответствии с которым в массе явлений взаимопогашаются случайные отклонения от основной линии развития.
Для выполнения указанных функций в распоряжении С. имеются такие средства, как массовое статистическое на-блюдение (см. Выборочное наблюдение, Наблюдение сплошное, Отчётность), система показателей, всесторонне характери-зующих явление, объект и совокупность в целом (включая и систему показателей народного хозяйства), сводные, групповые и комбинационные таблицы, представляющие результаты статистических группировок, обобщающие показатели (средние, индексы и т.д.), обобщающие методы анализа народно-хозяйственных процессов в целом.
Своеобразное положение С. в системе наук определяет её органическая связь с научными дисциплинами, изучаю-щими основные закономерности и качественные особенности в той или иной области явлений. С одной стороны, сов. С. опирается на положения исторического материализма и марксистско-ленинской политической экономии при анализе стати-стических закономерностей; с другой — имеет дело с количественной стороной явлений, тесно связана с математикой.
Современная С. представляет собой не одну научную дисциплину, а серию отраслевых С. и комплексных разделов.
Категория: Учителю информатики | Добавил: Wrecker (01 Авг 2012)
Просмотров: 1360 | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
20 Апр 2024
05:07


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz