Клавиатура – основное устройство ввода в ПК. В основе расположения клавиш лежит стандарт печатной машинки QWERTY (1867 г. – топограф К. Л. Шоулз (США), с начала 70-х гг. XIX в. производит фирма Ф. Ремингтона), несмотря на разнообразие формы и вида клавиатур. Отслеживание текущего действия или положения на экране осуществляется с помощью курсора – графического указателя. Курсоры бывают разные, но выделяют текстовый курсор (клавиатуры) и графический курсор (мыши). Ручной манипулятор типа «мышь» дополняет возможности клавиатуры и сегодня также обязателен в составе ПК. Имеет 2 основных клавиши и колесо прокрутки (скроллер). «Мышь», перемещаясь по планшету, даёт возможность перемещать графический курсор по экрану, тем самым как бы заменяя клавиши-стрелки на клавиатуре. Наряду с «мышью» существуют и другие ручные манипуляторы: джойстик (рычаг управления в игровых программах), трекбол, руль, тачпад (сенсорный планшет).
Важными устройствами ввода графической информации являются сканеры, графические планшеты со световым пером, цифровые фотоаппараты.
Распространённым устройством ввода звуковой информации является микрофон, но существует и ещё одно устройство - миди-клавиатура.
Устройства соединения.
Главное предназначение устройств соединения – служить переходниками или согласующими устройствами.
К ним относят:
системную плату;
платы расширения (адаптеры, контроллеры);
порты, разъёмы, гнёзда;
шины, кабели и провода.
Для того, чтобы соединить друг с другом различные устройства в ПК, они должны иметь одинаковый аппаратный интерфейс.
Аппаратный интерфейс – это средство сопряжения двух устройств, в котором все физические и логические параметры согласуются между собой.
Для согласования интерфейсов периферийные устройства подключаются к шинам не напрямую, а через порты и платы расширения. Объединяется же всё это многообразие устройств на системной плате.
Системная плата (материнская, англ. matherboard) – это электронное устройство для размещения и соединения основных компонентов ПК, определяющих его архитектуру: процессора, внутренней памяти, плат расширения и портов подключения.
Системная плата занимает важнейшее место внутри системного блока. Порты – это электронные схемы, выполненные в виде разъёмов и содержащие несколько регистров ввода-вывода для подключения внешних устройств.
Платы расширения – это небольшие электронные платы (карты), дополняющие возможности материнской платы, на которой расположены специальные гнёзда для их подключения - слоты.
Примерами плат расширения являются видео- и звуковой адаптеры. Видеоадаптер – это плата (карта) расширения для обработки изображений и обеспечения работы монитора. Это устройство содержит некоторую часть оперативной памяти – видеопамять, а также обеспечивает программную настройку режимов цветности экрана. Стандартным типом видеоадаптера сегодня является SVGA (Super Video Graphics Array), позволяющий отображать на экране до 1280*1024 точек и задающий режим цветности true color (около 16 млн. цветов). Разновидностью видеоадаптеров можно считать TV-тюнеры, обеспечивающие приём и обработку телевизионного сигнала, что приводит к использованию ПК ещё и как телевизора. Звуковой адаптер - это плата (карта) расширения для обработки звуковой информации (записи, воспроизведения, создания звука программными средствами). Звуковой адаптер обеспечивает соединение ПК с такими устройствами ввода и вывода как микрофон, наушники, акустические системы, синтезаторы и др. Задачами аудиокарты являются: 1) преобразование непрерывных (аналоговых) звуковых сигналов в цифровой код и запись его на диск; 2) преобразование цифрового вида звуковой информации в аналоговый сигнал и передача его на воспроизводящее устройство. Устройством соединения компьютеров по телефонному каналу служит модем. Это устройство сопряжения между цифровым устройством - компьютером и аналоговым устройством – телефоном. Процесс преобразования сигналов от компьютера к телефону называется МОдуляцией, а обратный процесс – ДЕМодуляцией. Отсюда произошло и название устройства – модем.
Как выбрать компьютер?
Для учебы требования к компьютеру минимальны. Для решения сложных расчетных задач и задач моделирования требуется компьютер с мощным процессором и большой оперативной (внутренней) памятью. Для профессиональной работы в графических программах и для редактирования видеоинформации требуется хорошая видеокарта (видеоадаптер), большая оперативная память, объёмный жёсткий диск. Для звукозаписи и редактирования звуковых файлов требуется хорошая звуковая карта, большая оперативная память, объёмный жёсткий диск. Для игры требования к компьютеру максимальны.