Информатика как наука сформировалась в 60-х годах ХХ века, благодаря мощному рывку в развитии вычислительной техники - созданию ЭВМ. Термин INFORMATIQUE французского происхождения. Равнозначный ему американский термин - COMPUTER SCIENCE.
Информатика - это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.
Слово "информатика" в нашей стране прижилось не сразу. Сначала исследования, связанные с использованием информации в системах управления (а это казалось центральной проблемой использования информации), назвали КИБЕРНЕТИКОЙ, и этот термин стал у нас синонимом информатики. Кибернетика возникла в конце 40-х годов, когда Н. Винер впервые выдвинул идею о том, что системы управления в живых, неживых и искусственных системах обладают многими общими чертами. Установление аналогий обещало создание "общей теории управления", результаты которой могли бы использоваться в самых разнообразных системах. Эта идея получила подкрепление, когда появились компьютеры, способные единообразно решать самые разные задачи. Правда, гипотеза все-таки не выдержала проверку временем, но накопленные в кибернетике сведения о самых разных системах управления, общие принципы, которые частично удалось обнаружить, принесли большую пользу. Перенос идей и моделей из одних областей в другие, общение между собой специалистов разного профиля на некотором едином языке кибернетики сделали свое дело. Появились такие науки, как математическая лингвистика, химическая кибернетика, автоматика, бионика, нейрокибернетика и т.п. Постепенно выяснилось, что кибернетика - вполне самостоятельное научное направление, составляющее лишь часть информатики.
Основоположник школьной информатики, автор первого учебника - академик А.П. Ершов.
В информатике можно выделить три части: Hardware (устройства ЭВМ), Software (программирование), Brainware (алгоритмы и теоретические методы решения задач на ЭВМ).
Цель информатики как школьного предмета - освоение учащимися алгоритмической культуры и компьютерной грамотности.
Объект изучения информатики - информация. Основные подходы к определению этого понятия:
1-й подход (обыденный) - В обыденной жизни под информацией понимают содержание всякого рода сообщений, сведения о чем-либо, которые передают и получают люди. Информация пополняет знания человека.
2-й подход (даются определения) - Информация - это сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах. Информация - это отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов. Информация – это любая совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые система или объект воспринимает извне (входная информация), выдает в окружающую среду (выходная информация) или хранит в себе (внутренняя информация). Информация - мера уменьшения неопределённости знания. Информация - продукт взаимодействия данных и методов их обработки, адекватных решаемой задаче.
3-й подход (неопределяемое базовое понятие) - Понятие "информация" (от латинского informatio - сведения, разъяснения) наряду с понятиями "вещество", "энергия", "пространство" и "время" легло в основу современной научной картины мира. Однозначного определения этого понятия пока не существует. Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путем их сопоставления с содержанием других понятий.
Свойства информации
Объективность (информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения) Достоверность (информация достоверна, если она отражает истинное положение дел) Полнота (информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения) Актуальность (информация актуальна, своевременна, если она важна, существенна для настоящего времени) Полезность (оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью) Понятность (информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя) Доступность (информация доступна, если мы можем её получить)