Четверг, 23 Май 2024, 00:44
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51637


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю информатики

ДИАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ
Поскольку информационная система является человеко-компьютерной системой, важным моментом является правильное построение диалога между пользователем и компьютером. Диалоговые системы составляют основу автоматизированных информационных систем. Основные потоки информации замыкаются внутри ЭВМ и между ЭВМ, а к пользователю поступает переработанная информация в минимальных объемах, необходимых для принятия решений. При этом предполагается не только достаточность информации, но также развитой интерфейс компьютерных систем и умение пользователя вступать в диалог с ЭВМ. Интерфейс – это совокупность технических (аппаратных) и/или программных средств, обеспечивающих сопряжение различных аппаратных средств между собой, а также дающих возможность человеку общаться с этими средствами.
Современный уровень интерфейса – это интеллектуальный интерфейс, обеспечивающий реализацию следующих возможностей пользователя:
1) поиск в базах данных необходимой документальной и фактографической информации с выходом в библиотечные сети и сети распределенных баз данных;
2) на основе накопленных знаний в ЭВМ распознавание и диагностика процессов в сложных системах, формирование планов действий, выдвижение и проверка гипотез, выявление закономерностей в результатах наблюдений, логический вывод;
3) решение проектных, плановых и управленческих задач по их постановкам и исходным данным вне зависимости от сложности математических моделей этих задач.
Под диалогом между человеком и компьютером подразумевается обмен информацией между вычислительной системой и пользователем, проводимый посредством терминала по определенным правилам. Диалог должен обеспечивать выполнение следующих задач: выяснение задания пользователя; прием логически связанных входных данных; выполнение требуемого задания; реакция ДС или вывод результатов обработки по окончании процесса в подходящем для пользователя формате.
Наряду с формой общения важной качественной характеристикой ДС является ее целостность, т.е. сбалансированность поведения системы. В понятие сбалансированности входят следующие факторы поведения ДС:
а) порционность общения;
б) пошаговость решения задачи и связанная с ней возможность доопределения условия задачи.
в) ситуационность диалога должна динамически отражать текущие режимы ситуацию.
Диалоговая система должна удовлетворять следующим условиям:
• быть представимой в простом и выразительном виде;
• абстрагироваться от содержательной части диалога (от разделения ролей между человеком и ДС);
• быть доступной для формально-математической трактовки;
• быть подходящей для преобразования в программную систему.
В любой ДС можно выделить два рода действий пользователя: получение справок по теме диалога и принятие решений для возобновления вычислений. Причем первое должно быть доступно пользователю в любой момент вычислений, а второе регламентируется и контролируется ДС.
Обмен информацией между участниками диалога происходит в виде сообщений. Существует несколько типов сообщений, среди которых выделяют подсказку, диагностику ошибок, справки.
Подсказка — это выходное сообщение ДС, побуждающее пользователя вводить данные как тексто-числового характера, инициирующие отдельные участки вычислений, так и имеющие характер данных для принятия решений.
Сообщение об ошибке — это сигнал ДС о невозможности дальнейшей работы. Обычно введенные пользователем данные проверяются на наличие ошибок. Ошибки разделяются на синтаксические, искажающие структуру и формы представления данных, и семантические, искажающие смысл, содержание информации при сохранении корректности ее структуры и соответствии формальным синтаксическим правилам.
Выделяют следующие методы контроля ошибок, применяемые ДС:
• контрольное суммирование значений реквизитов (отдельных элементов данных, например, полей записей в СУБД);
• проверка вхождений сочетаний данных (слов) в список запрещенных (разрешенных) сочетаний значений данных;
• контроль по модулю;
• проверка совпадения значений заданных элементов данных;
• проверка границ согласно указанным диапазонам изменения значений данных;
• проверка совпадения результата вычислений некоторой агрегатной функции с заданным значением (константой); часто употребляемыми функциями являются сумма и произведение; кроме того проверка нахождения в определенном отношении (больше, меньше) результата вычисления функции с заданным значением;
• проверка формата, значения элемента данного.
Сообщения о состоянии ДС информируют пользователя о том, что произошло или что происходит в системе.
Справочная информация требуется в тех случаях, когда пользователь не может ответить на запрос системы, потому что ему не понятен запрос или он затрудняется, что именно следует предпринимать.

Формы заполнения экранов
Для визуализации структур данных и средств управления диалогом применяют экранные шаблоны с полями постоянной и переменной информации, которые называются видеоформой. Как правило, видеоформа содержит следующие области:
• меню первого уровня (главное меню);
• рабочая область;
• строка описания состояния рабочей области;
• область редактирования;
• окно сообщений и подсказок.

Средства поддержки диалога
Диалоговая обработка информации поддерживается специальными сервисными средствами: экранными редакторами текста, интерпретаторами и отладчиками языков программирования, интегрированными пакетами и т. д.
Встроенный язык предоставляет возможность создания пользовательских программ, ввода новых команд, меню и т.п. Он включает:
• процедуры для форматирования и просмотра окон, создания меню, выдачи ошибок и подсказок, комментариев и звуковых сигналов;
• средства ввода данных и запоминания их на внешнем носителе для использования другим пакетом;
• средства создания макрокоманд для вычислительных операторов и мнемонических обозначений клавиш;
• средства создания собственных функций;
• арифметические, логические, строковые операции над датой и временем;
• операторы управления ходом программ (цикла, условный, выбора альтернативы и т.п.);
• операции над элементами объектов (вставка, удаление, поиск, выбор первого, последнего или следующего элемента);
• связь с генератором случайных чисел;
• математические, тригонометрические, статистические функции.
Программа на встроенном языке формируется в окне, запоминается и может быть вызвана для исполнения.
Процессор перечней. При обработке документа требуется его схема или структурный план, состоящий из разделов, которые могут включать подразделы. Структурный план формируется в окне и редактируется как обычный текст. Управляет формированием структурного плана процессор перечней.
Клавиатура. Имеются следующие группы клавиш:
• алфавитно-цифровые для ввода данных;
• управление курсором;
• клавиши расширения диапазона действия других клавиш;
• спецклавиши для управления режимами;
• функционально программируемые клавиши.
Клавиатура программируется по спец. программе. При нажатии клавиши расшифровывается ее номер и выполняется определенная программа или команда.
Текстовая обработка данных. Традиционно используются следующие базовые функции:
• создание нового текстового файла;
• задание формата страницы;
• ввод и модификация текста;
• форматирование абзацев;
• работа с фрагментами текста;
• контекстный поиск и замена;
• использование разных шрифтов;
• связь с другими текстовыми файлами и пакетами.
В зависимости от сложности программы в ней могут содержаться различные дополнительные функции текстовой обработки.
Графическое представление данных. Данные могут быть представлены графиками следующих видов:
• столбиковая горизонтальная или вертикальная диаграмма;
• круговая диаграмма;
• диаграмма соотношения площадей;
• линейный график;
• график рассеивания.
Электронные таблицы. В электронных таблицах данные упорядочены в строки и столбцы. Помимо арифметических операций в ЭТ встроен набор различных функций: математических, логических, статистических, финансовых, обработки дат, генерации случайных чисел с указанным распределением и др. Также реализуются операции работы с матрицами и поиска оптимального решения. Данные могут быть представлены в виде различных графиков. ЭТ позволяют создавать и обрабатывать базы данных. Автоматизировать вычисления позволяют встроенные макроязыки. Основным достоинством электронных таблиц является наглядное представление данных и результатов вычислений на экране.

Проектирование диалогового интерфейса

Первоначально для разработки ДС не использовались специализированные программные продукты. Создание ДС осуществлялось посредством визуального программирования, что выливалось в длительный и дорогостоящий процесс. В настоящее время для проектирования ДС используются специализированные программные пакеты. Модель ДС компонуется из стандартных блоков с описанием состояний каждого. В отдельных блоках могут выполняться пользовательские программы. Каждый блок может быть запущен в режиме отладки и протестирован.
Категория: Учителю информатики | Добавил: Wrecker (01 Авг 2012)
Просмотров: 960 | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
23 Май 2024
00:44


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz