Четверг, 23 Май 2024, 00:22
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51637


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю информатики

Автоматизированные информационные системы, его типы и назначение
1. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.
Предлагается использовать следующую классификацию систем и подсистем КИС. В зависимости от уровня обслужи-вания производственных процессов на предприятии сама КИС или его составная часть (подсистемы) могут быть отнесены к различным классам:
Класс A: системы (подсистемы) управления технологическими объектами и/или процессами.
Класс B: системы (подсистемы) подготовки и учета производственной деятельности предприятия.
Класс C: системы (подсистемы) планирования и анализа производственной деятельности предприятия.

Системы (подсистемы) класса A - системы (подсистемы) контроля и управления технологическими объектами и/или процессами. Эти системы, как правило, характеризуются следующими свойствами:
• достаточно высоким уровнем автоматизации выполняемых функций;
• наличием явно выраженной функции контроля за текущим состоянием объекта управления;
• наличием контура обратной связи;
• объектами контроля и управления такой системы выступают:
- технологическое оборудования;
- датчики;
- исполнительные устройства и механизмы.
• малым временным интервалом обработки данных (т.е. интервалом времени между получением данных о текущем со-стоянии объекта управления и выдачей управляющего воздействия на него);
• слабой (несущественной) временной зависимостью (корреляцией) между динамически изменяющимися состояниями объектов управления и системы (подсистемы) управления.
В качестве классических примеров систем класса A можно считать:
• SCADA - Supervisory Control And Data Acquisition (диспетчерский контроль и накопление данных);
• DCS - Distributed Control Systems (распределенные системы управления);
• Batch Control - системы последовательного управления;
• АСУ ТП - Автоматизированные Системы Управления Технологическими Процессами.

Системы класса B - это системы (подсистемы) подготовки и учета производственной деятельности предприятия. Сис-темы класса B предназначены для выполнения класса задач, требующих непосредственного участия человека для принятия оперативных (тактических) решений, оказывающих влияние на ограниченный круг видов деятельности или небольшой пе-риод работы предприятия.

В некотором смысле к таким системам принято относить те, которые находятся на уровне технологического процесса, но с технологией напрямую не связаны.

В перечень основных функций систем (подсистем) данного класса можно включить:

• выполнение учетных задач, возникающих в деятельности предприятия;
• сбор, предварительную подготовку данных, поступающих в КИС из систем класса A, и их передачу в системы клас-са C;
• подготовку данных и заданий для автоматического исполнения задач системами класса A.
С учетом прикладных функций этот список можно продолжить следующими пунктами:
• управление производственными и человеческими ресурсами в рамках принятого технологического процесса;
• планирование и контроль последовательности операций единого технологического процесса;
• управление качеством продукции;
• управление хранением исходных материалов и произведенной продукции по технологическим подразделениям;
• управление техническим обслуживанием и ремонтом.
Эти системы, как правило, имеют следующие характерные признаки и свойства:
• наличие взаимодействия с управляющим субъектом (персоналом), при выполнении стоящих перед ними задач;
• интерактивность обработки информации;
• небольшой длительностью обработки данных, колеблющейся от нескольких минут до несколько часов или суток;
• наличием существенных временной и параметрической зависимостей (корреляций) между обрабатываемыми дан-ными;
• система оказывает влияние на ограниченный круг работ и видов деятельности предприятия;
• система оказывает влияние на небольшой период работы предприятия (в пределах от месяца до полугода);
• наличием сопряжения с системами класса A и/или C.
Классическими примерами систем класса B можно считать:
• MES - Manufacturing Execution Systems (системы управления производством);
• MRP - Material Requirements Planning (системы планирования потребностей в материалах);
• MRP II - Manufacturing Resource Planning (системы планирования ресурсов производства);
• CRP - C Resource Planning (система планирования производственных мощностей);
• CAD - Computing Aided Design (автоматизированные системы проектирования - САПР);
• CAM - Computing Aided Manufacturing (автоматизированные системы поддержки производства);
• CAE - Computing Aided Engineering (автоматизированные системы инженерного проектирования - САПР);
• PDM - Product Data Management (автоматизированные системы управления данными);
• SRM - Customer Relationship Management (системы управления взаимоотношениями с клиентами);
• всевозможные учетные системы и т.п.
Одна из причин возникновения подобных систем - необходимость выделить отдельные задачи управления на уровне технологического подразделения предприятия.

Системы класса C - это системы (подсистемы) планирования и анализа производственной деятельности предприятия. Системы класса C предназначены для выполнения класса задач, требующих непосредственного участия человека для принятия стратегических решений, оказывающих влияние на деятельность предприятия в целом.
В круг задач решаемых системами (подсистемами) данного класса можно включить:

• анализ деятельности предприятия на основе данных и информации, поступающей из систем класса B;
• планирование деятельности предприятия;
• регулирование глобальных параметров работы предприятия;
• планирование и распределение ресурсов предприятия;
• подготовку производственных заданий и контроль их исполнения.
• наличие взаимодействия с управляющим субъектом (персоналом), при выполнении стоящих перед ними задач;
• интерактивность обработки информации;
• повышенной длительностью обработки данных, колеблющейся от нескольких минут до несколько часов или суток;
• длительным периодом принятия управляющего решения;
• наличием существенных временной и параметрической зависимостей (корреляций) между обрабатываемыми дан-ными;
• система оказывает влияние на деятельность предприятия в целом;
• система оказывает влияние на значительный период работы предприятия (от полугода до нескольких лет);
• наличием непосредственного сопряжения с системами класса B.
Классическими названиями системы класса B можно считать:
• ERP - Enterprise Resource Planning (Планирование Ресурсов Предприятия);
• IRP - Intelligent Resource Planning (системами интеллектуального планирования);
• АСУП;
EIS.

2. ПРОБЛЕМЫ И ЭФФЕКТЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.
Уже давно наступило время, когда под автоматизацией предприятий стало подразумеваться не просто приобретение компьютеров и создание корпоративной сети, но создание информационной системы, включающей в себя и компьютеры, и сети, и программное обеспечение, а главное - организацию информационных потоков. Проанализировав опыт внедрения информационных систем (ИС) на российских предприятиях, можно заметить, что время от времени ИС на базе какого-либо интегрированного продукта либо внедряются не до конца, либо руководство компаний ими практически не пользуется.
Анализ внедрений, осуществленных на сегодняшний день, выявляет несколько причин неудач при создании ИС:
1. Первая состоит в том, что готовые западные системы ориентированы на некие идеальные бизнес-процессы, ото-рванные от реальной структуры конкретной компании. А реальные учреждения, компании и корпорации вовсе не идеальны, а наоборот, очень сложны с точки зрения иерархии управления. Более того, зачастую формальная иерархия причудливо переплетается с реальной.
2. Вторая причина - в том, что исторически разработкой систем занимались программисты, в силу чего они строились согласно теории автоматизированных систем. Получался замкнутый автоматизированный процесс, по возможности исклю-чающий человека. В результате весь средний менеджмент такой системой отторгался. Поэтому руководители среднего звена противятся внедрению таких систем и сознательно, и бессознательно.
3. Третье - это недостаточный анализ существующих задач на этапе проектирования. Например, на Западе, в частно-сти, в США, у компаний-заказчиков, как правило, есть специальные отделы, которые планируют работы по автоматизации и анализируют: что надо автоматизировать, что не надо, что выгодно, а что убыточно, и как вообще должна быть построена система, какие функции она должна выполнять. У отечественных компаний подобные структуры, как правило, отсутствуют.
Опыт показывает, что успешны, бывают те проекты, в результате внедрения которых клиент полностью владеет своей системой, понимает, как она работает. Этот, труднодостижимый при традиционных способах, результат получается тогда, когда руководство предприятия уделяет значительное внимание проекту, вникает во все его тонкости, детально разбирается в организации всех бизнес-процессов на предприятии. В противном случае руководитель с недоверием относится к цифрам, выдаваемым системой, так как не знает, откуда они берутся, и кто за них несет ответственность. Но много ли найдется руко-водителей, способных не только возглавить, но и, по сути, самим выполнить проект? И разве в этом функция руководителя? Конечно же, нет!
Сегодня необходим новый подход к созданию информационных систем. Новизна заключается не в создании системы на базе какого-либо интегрированного продукта, а в тщательном проектировании системы и лишь потом реализации ее с помощью адекватных программных средств.
Не секрет, что зачастую подход к автоматизации бывает таким: нужно автоматизировать все, а поэтому покупаем мо-гучую интегрированную систему и модуль за модулем всю ее внедряем. Но уже потом выясняется, что полученный эффект весьма далек от ожидаемого и деньги потрачены впустую. На практике для решения конкретной проблемы компании бывает достаточно иметь электронную почту и Excel. Иногда бывает нужно внедрить всего лишь несколько специализированных и недорогих приложений и связать их на базе интеграционной платформы или там, где это необходимо, использовать функциональность ERP-системы. Все эти вопросы можно и нужно решать на этапе проектирования, т. е. осознанно подходить к выбору средств автоматизации, сравнивая затраты с ожидаемым эффектом.
Нынешних огрехов проектирования можно избежать, используя принцип, который называется синархическим проек-тированием. Этот новый принцип является проявлением "закона синархии", который описал в начале ХХ века российский философ Владимир Шмаков. Если кратко, то это органичное сочетание определенной иерархии и аналогии в построении мироздания.
Синархическое проектирование - это технология, которая позволяет создавать ИС для конкретного предприятия, хол-динга или концерна с учетом реальной иерархии управления, поэтапно ее внедрять, реально планировать и получать эффект от внедрения на каждом этапе, органично встраивать в систему стандартные компоненты и оригинальные разработки. Более того, синархическое проектирование позволяет овладеть системой как инструментом управления на всех уровнях - от исполнителя до директора. При этом ответственность не перекладывается на систему, и руководителю понятно происхождение информации, в ней циркулирующей.
В заключение необходимо подчеркнуть, что и заказчику, и поставщику решения еще до выбора того или иного ПО для соз-дания ИС необходимо, прежде всего, провести анализ, что им действительно необходимо автоматизировать, после чего за-няться проектированием. Другими словами, только тщательное предпроектное обследование, а затем проектирование с уче-том всех особенностей реальной структуры управления конкретной компании дадут в итоге действительный эффект от вне-дрения автоматизированной информационной системы, к которому в конечном итоге стремятся и заказчики, и системные интеграторы.

3. ТИПЫ АИС

Какая-либо однозначная и общепринятая классификация АИС отсутствует, однако в науке и индустрии по крайней мере выделяют следующие типы систем по назначению:
АСУ — Автоматизированные системы управления
АСУП — Автоматизированные системы управления предприятия
АСКУЭ— Автоматизированная система контроля и учёта энергоресурсов
АСУ ТП — Автоматизированные системы управления технологическими процессами
ГИС — Геоинформационные системы
ИУС — Информационно-управляющие системы
ИИС — Информационно-измерительные системы
ИИС — Интеллектуальные информационные системы
ИПС — Информационно-поисковые системы
ИСС — Информационно-справочные системы;
ЛИС — Лабораторная информационная система
РИС — Распределенная информационная система
САПР — Системы автоматизированного проектирования
СИИ — Системы искусственного интеллекта
СКД, СКУД — Система контроля (и управления) доступом
СПД — Системы передачи данных

4. НАЗНАЧЕНИЕ АИС ПО ЭТАПАМ РАЗВИТИЯ

1 этап. Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
2 этап. 60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютер-ное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.
3 этап. В 70-х - начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
4 этап. К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стра-тегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные сис-темы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельно-сти, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовы-вать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
Категория: Учителю информатики | Добавил: Wrecker (01 Авг 2012)
Просмотров: 1285 | Рейтинг: 1.0/ 4 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
23 Май 2024
00:22


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz