С вопросом, как вы относитесь к дополнительному образованию, я обратилась к родителям.
Елена Долгун: - Считаю, что это очень хорошее дело. Старшего сына я уже "упустила". Когда он был маленький, у меня не было времени бегать с ним по кружкам. А сегодня он учится в седьмом классе. Казалось бы, мог и сам уже ездить в любые, но ему уже ничего не интересно. Да и в спортивную секцию записываться поздно. А вот за младшего хочу взяться, ищу для него спортивную секцию. Я и в кружок отдала бы, если бы находился рядом с домом.
Марина Прыгун: - Я пела в эстрадно-вокальной студии. Если тебе нужно часто выходить на сцену, это раскрепощает, в результате ты легче начинаешь налаживать отношения с людьми. Кроме того, это укрепляет характер: у тебя болят зубы, или ты побила коленку, или у тебя плохое настроение, но ты должна собраться, выйти на сцену, выступить, несмотря ни на что. Я занималась также в студии, где надо было читать со сцены стихи. Поэтому читала много прозы и поэзии. Есть много прекрасных произведений, которые не может впитать в себя школьная программа, а здесь детей знакомили с ними. Это развивало память, язык. От этого тоже было много пользы - уже нет каши во рту, ты говоришь красиво, ясно излагаешь свои мысли. А еще я играла на музыкальных инструментах. Тогда сильно уставала, никуда не хотела идти, а сегодня понимаю, как это было классно, интересно и полезно. Жалею, что меня мама не отправила еще и на рисование. Поэтому, если у меня будут дети, обязательно их отправлю в художественную студию.
Алексей Бондарик: Я был юннатом. Утверждать, что это дало какую-то пользу, кроме того, что я лучше учился по биологии, не буду. Но от занятий в кружках я получал удовольствие. Родители мне выписывали журнал "Юный натуралист". Я вел дневник, собирал туда определенные вырезки, из книг срисовывал животных. Смотрел передачу "В мире животных". Мне и сегодня это интересно. Причем в кружок меня водили не родители. Я учился в школе, которая находится недалеко от экологического центра и центра технического творчества. Несколько раз в неделю всех детей из группы продленного дня наши педагоги вели на кружки, мы сами выбирали, кому что нравится. С детьми работали. А сегодня в группе продленного дня за ними только наблюдают. Когда мой сын начал ходить в продленку, он жаловался, что ему нечем заняться. Первоклашек просто держат в пустом классе, где никто с ними не занимается, где нет ни игрушек, ничего. Их только ненадолго выводят на улицу в школьный двор. После садика для шестилетнего ребенка такое просиживание в классе - как наказание. Ребенок приходит домой усталый и грустный. И это еще что-то. В нашей школе старших детей из "продленки" заводят в спальню к первоклашкам, и пока младшие спят, старшие должны здесь сидеть и молчать...
Еще я много лет занимался борьбой. Когда поступил в вуз, даже в дополнение к обычной стипендии получал спортивную и мог сам себе что-то купить. Любые занятия - это жизненный опыт, это какие-то свои компании, это завязаны контакты, которые потом могут пригодиться во взрослой жизни. Кстати, многие из тех, с кем я занимался борьбой, сегодня успешные люди. Так, один открыл строительную фирму, второй - среди руководителей крупной юридической компании, многие работают за рубежом.
Кристина Яскевич: - Когда я училась в десятом классе, к нам в школу пришли представители внешкольного учреждения, которые набирали в кружок гувернанток. Меня и моих одноклассниц привлекло то, что в программе кружка нам обещали занятия по иностранному языку, а это было так необходимо для поступления. Ходила! У нас в программе были такие предметы, как "домашний доктор", психология, рисунок, детские игры. Причем только занятиями все не ограничивалось. Во время школьных каникул проводились встречи с интересными людьми, мы встречались с детьми из других кружков. Это было начало 90-ых, наши ровесники занимались в ряде бесплатных кружков: дельтапланеристы, бизнес-леди, косметологи, компьютерщики. Было сожаление, что этот мир внешкольного образования мы открыли для себя так поздно и столько интересного не узнали. А еще: если в школу мы ходили лишь бы отбыть занятия, то сюда бежали с удовольствием. Здесь мы действительно почувствовали, что учиться - это интересно. Кстати, конспекты, которые я вела в кружке гувернанток, у меня сохранились до сих пор. Игры, детские песни из тех конспектов нравятся моим детям. Поэтому я для своих детей обязательно буду искать кружки. Вот только немного подрастут. Сыну пока полтора года. А дочке четыре. Пока она только ходит на танцевальные занятия в садике, разумеется, платные. Но я смотрю, от таких занятий никакой пользы. За прошлый год, что дочь занималась в кружке, она ничему не научилась. Может потому, что занятия при садике очень короткие. Вообще, все платные услуги в садах (школах) нельзя сравнивать с тем, что дети смогут получить в настоящих кружках. Проводить занятия должны подготовленные люди, а не воспитатели или учителя, которых руководство учреждения заставили наспех "склеить" программу для платного кружка. Причем один год такой кружок может продержаться, а на другой его уже нет - или воспитательница отказывается, или недовольные родители не хотят на следующий год выбрасывать деньги на что попало. Да и выбор кружков в садах никакой - рисование, танцы, подготовка к школе. Вообще для самых маленьких детей трудно что-то подобрать - в основном им предлагают только школы раннего развития (подготовка к поступлению в первый класс). На те же танцы берут в основном с 5-6 лет.
Ольга Кухарева: - Я собиралась дочь отдать в музыкальную школу. С полгода с ребенком работал репетитор. А когда мы пошли в первый класс, выяснилось, что музыкальные занятия проводятся в нашей школе и нам обещали, что здесь мы получим не худшее образование. Так мы начали заниматься при своей школе. Вернулись с летних каникул и узнали, что педагога, который занимался с детьми музыкой, сократили.
В музыкальную школу мы тоже уже не попадаем. Нереально записать ребенка и в бассейн. В нашем районе люди с ночи занимают очередь, чтобы приобрести ребенку абонемент. Пошли в районный центр творчества в надежде хоть на какой-нибудь кружок записаться, оказалось, опять мы уже никуда не успеваем, в кружки, которые нам интересны, уже набор закончился. Возить ребенка в другой район города, если нет собственной машины, проблематично. Час-два, которые будут тратиться только на то, чтобы добраться до кружка - это время, в которое ребенок мог бы отдыхать, играть на улице. Поэтому я думаю, что эстетическое образование лучше было бы, чтоб дети получали в своих школах. И чтобы это был не какой-то один кружок, а работала целая система. Чтобы в школах больше проводилось различных праздников, чтобы дети ставили спектакли по тем произведениям, что изучают, чтобы на переменах слушали передачи, подготовленные собственными силами (записи новостей, выполнение собственных стихов, песен). Надо каким-то образом оживлять жизнь школы. Сегодня здесь скучно - если школы и проводят какие-то мероприятия, то они чаще всего неинтересны детям. Когда смотрю, как на сцене выступает школьный хор - плакать хочется. Дети выходят на сцену с красными ушами, они стесняются выступать - не говорит ли это о том, что что-то надо менять, чтобы дети не были такими зажатыми. Хорошо, что при школах работает много различных секций. Но хотелось бы, чтобы было еще больше. Так, многие школы зимой заливают катки, но почему при школах нет пунктов проката коньков? Хорошо бы также, чтобы при этих катках работали инструкторы, которые учат детей кататься на коньках. Если школьную жизнь сделать интересной и насыщенной, то дети будут ходить в школу с удовольствием. А с хорошим настроением им и учиться будет легче.