уроки (9,11 класс) Линейное увеличение сферического зеркала
Эпиграф:
- О, друг, взгляни в глаза мои, что видишь ты?…
- СЕБЯ, - ответил друг.
План:
Математическая разминка (м/р).
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
Разминка.
Решение задач.
Домашнее задание.
7. подведение итогов.
Ход урока:
1. Математическая разминка
Палка высотой 1,2м, освещаемая солнцем, отбрасывает тень длиной 1,6м. Определить длину тени дерева, если известно, что высота его 15м.
2. Проверка Д/З
Построить зеркала по предмету и изображению:
3. Новая тема: Линейное увеличение сферических зеркал/
Учитель: Цель нового этапа урока: познакомиться с линейным увеличением сферического зеркала, рассмотреть применение сферических зеркал и примеры проявления явления отражения от сферических поверхностей. Для этого мы воспользуемся только что подготовленными рисунками и дополним их построениями.
А1Р = а – расстояние от полюса зеркала до изображения.
АР = b - расстояние от полюса зеркала до предмета.
А1В1 = Н – линейный размер изображения.
АВ = h – линейный размер предмета.
Из подобия треугольников АОВ и А1ОВ1 видим, что b/а = Н /h. Это отношение показывает, во сколько раз отличаются размеры изображения и предмета. С точки зрения геометрии это есть коэффициент подобия, но этот коэффициент подобия имеет и физический смысл и называется линейным увеличением.
У = Н/h = b/а
Определение:
Линейным увеличением называют отношение линейного размера изображения к линейному размеру предмета.
У>1 - изображение увеличенное;
У<1 - изображение уменьшенное;
У=1 - изображение, равное по размеру предмету ( имеет место только для вогнутого зеркала, когда предмет находится в оптическом центре).
4. Разминка
Посмотрели на макушки деревьев.
Прочитали определение линейного увеличения.
Снова посмотрели на макушки деревьев.
Посмотрели и запомнили формулу линейного увеличения.
Прогнулись в пояснице.
Соединили лопатки, потянулись.
Встали все, задвинули стулья.
5.Решение задач.
Класс делится на 4 группы, работа продолжается стоя.
Каждая группа получает задание на листке и расчетную задачу на увеличение.
Ответы готовятся в течении 5 минут.
1 группа:
На роговой оболочке глаза вашего собеседника вы можете увидеть свое прямое уменьшенное изображение. Какова причина его возникновения?
( роговая оболочка , как и любая поверхность отражает часть света, Но ее поверхность искривлена и изображение предмета в ней аналогично изображению в выпуклом зеркале).
2 группа:
Что за зеркало и для чего носят на лбу врачи-отоларингологи.? Для чего в середине этого зеркала располагается отверстие?
(Вогнутое зеркало собирает световой пучок от лампы находящейся позади больного, резко увеличивая освещенность тех мест, на которые падает. Через отверстие в зеркале врач смотрит на освещенное место.)
3 группа:
Объяснить принцип действия обогревателя и обоснуйте необходимость рассеивателя сферической формы.
4 группа:
Объяснить причину искажения формы лица в сферических зеркалах, на примере изображения квадрата с точки зрения линейного увеличения.
Группы сообщают свои ответы, учитель проверяет их расчетные задачи на увеличение.