Эпиграф: Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы;
а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Козьма Прутков
Цели урока:
Контроль знаний темы «Агрегатные состояния вещества».
Формирование умений строить причинно-следственные связи, делать выводы.
Развитие научной речи.
План урока:
1 Оргмомент
2 Проверка домашнего задания
3 Изучение темы.
4 Закрепление.
5 Д/з.
1. Объявление эпиграфа, целей и плана урока целей. Проверка готовности к уроку
2.Рассказать об агрегатных состояниях вещества. Об особенностях строения веществ в различных агрегатных состояниях. – 1 ученик
физическая разминка:
-Почему в медицинских термометрах используют ртуть, а не спирт или эфир? (у ртути большая теплопроводность и меньшая теплоемкость, а это сокращает время измерения)
-Почему металлические предметы, находящиеся в комнате, на ощупь кажутся холоднее, чем деревянные? ( При соприкосновении с деревянным предметом, нагревается только его небольшой участок под пальцем. Металлы же обладают хорошей теплопроводностью, поэтому при соприкосновении нагревается больший по размеру участок, что приводит к большему теплоотводу от пальца и его охлаждению).
3. Новая тема: Плавление и отвердевание веществ.
Учитель: Я думаю, что ваш жизненный опыт позволит вам самостоятельно узнать, что такое плавление и отвердевание, а так же выяснить, как происходит плавление и отвердевание на основе знаний о строении веществ.
И сейчас вам предстоит исследовать процесс плавления льда и парафина. Для этого у вас имеются карточки с описанием хода исследования и вопросы, на которые необходимо получить ответы. На данную работу отводится 20 минут.
Содержание карточки:
Исследуйте плавления кристаллического вещества.
Опустите в калориметр лед (снег). Используя термометр, наблюдайте за температурой тающего льда. Ответьте на вопросы и заполните таблицу:
а) определение плавления (отвердевания) вещества.
б) изменяется ли температура в процессе плавлении (отвердевания) кристаллических веществ?
в) как называют температуру, при которой плавится (отвердевает) вещество?
г) объяснить процесс плавления( отвердевания) на основе знаний о строении вещества.
д) как изменяется внутренняя энергия вещества при плавлении (отвердевании)?
е) изучить график плавления и отвердевания вещества.
Плавление.
Отвердевание.
Переход вещества из твердого состояния в жидкое называется плавлением.
Плавление кристаллических тел идет при определенной температуре.
Температура, при которой вещество плавится, называют температурой плавления вещества.
Если вещество имеет температуру плавления, и имеется дальнейший приток энергии, то начинает разрушаться кристаллическая решетка.
Внутренняя энергия вещества увеличивается, а температура при этом не меняется.
Переход вещества из жидкого состояния в твердое называется отвердеванием или кристаллизацией.
Отвердевание кристаллических тел идет при определенной температуре.
Температура, при которой вещество отвердевает, называют температурой отвердевания.
Если идет отток энергии от вещества, имеющего температуру отвердевания, то начинает восстанавливаться кристаллическая решетка.
Внутренняя энергия вещества уменьшается, а температура при этом не меняется.
Учитель: А теперь проанализируем график зависимости температуры вещества от времени. И дадим характеристику состоянию вещества в разные моменты времени.
График плавления и отвердевания кристаллических тел
АВ - нагревание льда до температуры плавления
ВС - плавление льда при температуре плавления.
СД - нагревание воды от 00 до 150С
ДЕ - охлаждение воды до температуры отвердевания
ЕF –отвердевание воды при температуре отвердевания
FК- охлаждение льда от 00 до -100С
4. Закрепление.
- упражнение 7 ( вопросы 1,3)
-Построить график плавления и отвердевания ртути.
5. подведение итогов.
6. Д/з п.13,14. упр 7 (2,4,5).
дополнительно: особенности плавления и отвердевания аморфных веществ.