уроки (8 класс) Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Козьма Прутков
Материально - техническое оснащение урока:
1. Комплект приборов для проведения фронтальной практической работы «Наблюдение за процессом таяния снега»: калориметр, термометр, часы, сосуд со снегом.
2. Карточки с указанием хода практической работы.
3. Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Цели урока:
Контроль знаний темы «Агрегатные состояния вещества».
Формирование умений строить причинно - следственные связи, делать выводы.
Развитие научной речи.
План урока:
1 Оргмомент.
2 Проверка домашнего задания.
3 Изучение новой темы.
4 Закрепление.
5 Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Объявление эпиграфа, целей и плана урока целей. Проверка готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания:
Рассказать об агрегатных состояниях вещества и об особенностях строения веществ в различных агрегатных состояниях.
Учащиеся заслушивают ответ и анализируют его по следующему плану: положительные и неудачные моменты ответа, дополнения, оценка.
3. Физическая разминка (от слова «физика»):
Учитель: Почему в медицинских термометрах используют ртуть, а не спирт или эфир?
Ученик: у ртути большая теплопроводность и меньшая теплоёмкость, а это сокращает время измерения.
Учитель: Почему металлические предметы, находящиеся в комнате, на ощупь кажутся холоднее, чем деревянные?
При соприкосновении с деревянным предметом, нагревается только его небольшой участок под пальцем. Металлы обладают хорошей теплопроводностью, поэтому при соприкосновении нагревается больший по размеру участок, что приводит к большему теплоотводу от пальца и его охлаждению.
4. Изучение новой темы:
Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Учитель: Я думаю, что ваш жизненный опыт позволит вам самостоятельно понять, что представляет собой плавление и отвердевание кристаллических тел, а так же выяснить, как происходит плавление и отвердевание на основе знаний о строении веществ.
Сейчас вам предстоит исследовать процесс плавления снега. Для этого у вас имеются карточки с описанием хода исследования и вопросы, на которые необходимо получить ответы. На выполнение работы отводится 25 минут.
Содержание карточки:
Практическая работа «Наблюдение за процессом таяния снега».
Приборы и материалы: калориметр, термометр, часы, сосуд со снегом.
1. Изучите параграф учебника «Плавление и отвердевание кристаллических тел».
2. Ответьте на вопросы и заполните таблицу, расположенную под вопросами
а) Сформулируйте определения плавления и отвердевания вещества;
б) Ответьте на вопрос: изменяется ли температура в процессе плавления и отвердевания кристаллических тел?
в) Как называют температуру, при которой плавится и отвердевает вещество?
г) Объясните процессы плавления и отвердевания на основе знаний о строении вещества.
д) Как изменяется внутренняя энергия вещества при плавлении и отвердевании?
е) Изучите график плавления и отвердевания вещества по параграфу учебника, напишите названия и укажите длительность процессов изображенных на графике вашей таблицы.
Плавление.
Отвердевание.
а)
б)
в)
г)
д)
а)
б)
в)
г)
д)
График плавления и отвердевания воды
АВ-
ВС-
СD-
DЕ-
EF-
FK-
3. Исследуйте плавления снега.
Поместите в калориметр снег. Используя термометр, наблюдайте за температурой тающего снега. Под вашей таблицей постройте график зависимости температуры тающего снега от времени.
Учитель: подведём итоги вашего исследования. Прошу рассказать о полученных результатах, придерживаясь плана выполнения работы.
На экране проецируются лучшие работы учащихся, учащиеся их комментируют (фотографии учитель делает в ходе урока).
4. Закрепление.
Учитель предлагает классу построить в тетради график плавления и отвердевания ртути. Учащегося, который хорошо освоил программу Paint, учитель просит выполнить график на компьютере. По окончании работы учащиеся сравнивают свои графики с образцом, построенным на компьютере (график проецируется на экран).
5. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: п.13,14; упражнение 7 (2,4,5).
Желающие могут выполнить практическую работу «Наблюдение за процессом отвердевания воды» и подготовить презентацию по выполненной работе.