Эпиграф: Если бы я захотел читать не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей…
М.В.Ломоносов
Материально-техническое оснащение урока:
1. Комплект приборов для демонстрации конвекции в жидкостях и газах: штатив, колба с водой, экран, перманганат калия, настольная лампа, бумажная спираль.
2. Дидактический материал для контроля знаний учащихся: лото по теме «Тепловые явления», карточки - задания для проверки навыков работы с величинами, заданными в стандартном виде.
3. Дополнительная литература по теме «Проявления конвекции в природе и технике».
4. Наглядные пособия.
План урока:
1. Оргмомент
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
4. Физическая минутка.
5. Закрепление.
6. Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Объявляются цель и план урока .
2. Проверка домашнего задания:
Проверка ОУН 1-го ряда:
- учащиеся 1-го варианта заполняют физическое лото по теме « Тепловые явления»,
-учащиеся 2-го варианта выполняют задания по записи значений физических величин в стандартном виде.
Монологический ответ по теме « Теплопроводность».
- учащиеся 2 и 3го ряда заслушивают ответ и проводят анализ по плану: положительные и неудачные моменты ответа, дополнения , оценка.
Подведение итогов проверки домашнего задания.
3. Изучение нового материала:
Учитель: Цель этого этапа урока: узнать новый вид теплопередачи, его механизм и отличие от теплопроводности, познакомиться с видами конвекции и проявлениями ее в природе и технике.
Демонстрация опыта по конвекции в жидкостях. Наблюдение циркуляции воды.
Учитель: Что мы наблюдаем?
Ученик: Мы видим, как струи подкрашенной жидкости поднимаются вверх.
Учитель: Попробуем объяснить данное явление.
Что происходит с энергией и скоростью частиц у дна сосуда?
Ученик: Так как сосуд у дна подогревают, то энергия частиц у дна сосуда увеличивается.
Учитель: Как это отражается на плотности жидкости? И к чему это приводит?
Ученик: При увеличении скорости частиц плотность жидкости уменьшается и на менее плотные слои жидкости начинает действовать сила Архимеда, поэтому менее плотная жидкость всплывает.
Учитель: Менее плотные слои жидкости всплывают и переносят с собой энергию по всему объему жидкости.
Учитель: Мы с вами на опыте пронаблюдали проявление конвекции в жидкостях. Сделайте полный вывод по увиденному опыту и предложите возможные определения конвекции.
Учащиеся делают вывод
Учитель: Запишем определение конвекции в тетрадь:
Конвекция – вид теплопередачи, при котором энергия переносится струями жидкости или газа.
Механизм конвекции:
Отличие от теплопроводности:
Виды конвекции:
Учитель: Пронаблюдаем опыт, демонстрирующий конвекцию в газах.
Демонстрация опыта по конвекции в газах.
4. Физическая минутка:
Разминка для глаз:
Посмотрели в окно, на верхушки деревьев.
Прочитали в тетради определение конвекции.
Посмотрели в окно, на последние этажи домов.
Прочитали в тетради механизм конвекции.
Встали, потянулись.
5. Закрепление.
Класс делится на 5 групп ( далее работа продолжается стоя).
Учащиеся работают в группах, рассматривая вопросы проявления конвекции в природе и использование ее в технике.
Задания группам:
1 группе - Объяснить физику ночного и дневного бризов.
2 группе – Объяснить принцип действия водяного отопления.
3 группе – Объяснить механизм обогрева воздуха в комнате от батареи центрального отопления.
4 группе – объяснить принцип действия охлаждения автомобильного двигателя.
5 группе – объяснить на основе конвекционных потоков в мантии Земли движение литосферных плит.