На столах у учащихся стоят штативы с закрепленными в них сообщающимися сосудами. Сосуды располагаются с двух сторон основания.
В сосуды для исследования поведения однородной жидкости налита вода, подкрашенная раствором марганцовки, для исследования поведения жидкостей с разной плотностью используются подкрашенная вода и машинное масло. До начала урока сосуды закрыты экраном со смайликом и надписью «Будем учиться сообща»
Так же на столах располагаются два конверта с надписями: «Исследование» и «Опыт человечества».
В конверте «Исследование» находятся линейка и лист с планом исследования.
В конверте «Опыт человечества» находятся картинки устройств, основанных на принципе сообщающихся сосудов. У учителя находятся кубики, на гранях которых даны описания устройств и принципы их действия.
Учитель:
В начале урока я хочу вам представить одну из моих помощниц. Ирина подготовила приборы и материалы, которые нам сегодня помогут знакомиться с новой темой.
Доброе время суток. Меня зовут Ирина, я рада, что вы заглянули на мою Интернет – страницу «Будем учиться СООБЩА». Посмотрите, как легко я могу заполнить буквы слова «Сообща», может кто-нибудь попробует объяснить, как мне это удалось? Удачи.
Ученики выдвигают предположения.
Учитель:
Да, сейчас можно заметить, что отдельные части этих букв имеют соединение, которое тоже заполняется жидкостью, и буквы - сосуды успешно доставили жидкость от буквы С до буквы А сообща. Попробуйте придумать этим сосудам название. Спасибо.
Ученики:
Сообщающиеся сосуды.
Учитель:
Вот вы и назвали тему нашего урока «СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ» .
Посмотрите на слайд, на нём изображены разные сосуды, что в них общего?
А кто-нибудь попробует дать определение сообщающихся сосудов. (Учитель указывает на слово «Сообща»).
Ученики предлагают свои варианты определений сообщающихся сосудов.
Учитель:
Сосуды, имеющие общую соединяющую их часть, заполненную покоящейся жидкостью, называют сообщающимися.
Посмотрите на картинки, как располагается жидкость в сообщающихся сосудах?
Ученики:
Жидкость располагается на одном уровне.
Учитель:
Всегда ли жидкости в сообщающихся сосудах будут располагаться на одном уровне?
Вот мы и подошли к цели нашего урока.
• Узнать как будет вести себя жидкость в сообщающихся сосудах;
• Узнать возможности использования сообщающихся сосудов.
Ребята подумайте, пожалуйста, как мы будем выполнять цель урока.
Ученики ставят задачи на урок:
Задачи урока :
• Исследование поведения жидкости в сообщающихся сосудах;
• Обобщение опыта, накопленного человеком в использовании знаний о сообщающихся сосудах.
Учитель:
Посмотрите на столы. Найдите конверты, которые нам сегодня будут помогать в работе.
А кто попробует догадаться, что находится под листами со смайликами.
Я прошу снять листы и убедится в том, что это сообщающиеся сосуды.
Внимательно рассмотрите их. Они у Вас располагаются с двух сторон основания. В первом налит раствор марганцовки в воде.
Во втором налито две жидкости – раствор марганцовки и машинное масло.
Вот мы и готовы работать.
Переходим к выполнению задач урока.
Откройте конверт «ИССЛЕДОВАНИЕ».
Расскажите, что вы обнаружили в конверте? И для чего это необходимо?
Ученики:
Линейка и план исследования.
Учитель:
Внимательно изучите план исследования.
Сколько исследований вам надо провести?
План исследования:
Исследование поведения жидкости в сообщающихся сосудах.
Сосуды, имеющие общую соединяющую их часть, заполненную покоящейся жидкостью, называют сообщающимися.
Исследование 1
Исследование уровней
однородной жидкости в сообщающихся сосудах
Рассмотрите, как располагается однородная жидкость в сообщающихся сосудах.
Осторожно наклоните штатив и посмотрите, как меняют свое положение уровни жидкости в сосудах при наклоне. Зарисуйте положение уровней жидкости.
Ответьте на вопрос: как располагаются поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах?
Исследование 2
Исследование уровней двух жидкостей с разной плотностью
в сообщающихся сосудах
Рассмотрите, как располагаются в сосудах жидкости с разной плотностью (подкрашенная марганцовкой вода и масло). Зарисуйте уровни жидкостей. Измерьте высоты столбов жидкостей над уровнем АВ, результаты запишите в таблицу.
Ответьте на вопрос: как зависят высоты столбов разных жидкостей в сообщающихся сосудах от плотности жидкостей?
Название жидкости
Плотность,
ρ, г/см3
Высота столба жидкости, см
вода
1
масло
0,9
Учитель:
Как мы будем выполнять первое исследования?
Каким образом будем выполнять второе исследование?
По ходу выполнения учениками исследования учитель фотографирует результаты 1 и 2-го исследований, выводы по исследованию.
Учитель:
Подведем итог выполнения первой задачи урока. Расскажите, что у вас получилось.
Учитель демонстрирует на экране фотографии полученных ребятами результатов. Ученики, видя на экране фотографию своей работы, делают выводы.
Учитель:
Сделаем общий вывод по поведению жидкости в сообщающихся сосудах.
Учитель: Переходим к выполнению второй цели урока – узнаем, каковы возможности использования сообщающихся сосудов. И как будем выполнять цель урока?
Обобщим опыт, накопленный человеком.
Откроем конверт «ОПЫТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
(дети открывают конверты, находят фотографии, учитель раздает кубики)
На гранях кубиков описан принцип действия различных устройств используемых человеком. Ваша цель ознакомится с принципом действия устройства, подобрать и наклеить на грань с помощью самоклеющейся основы соответствующую фотографию из вашего конверта. Хочу обратить ваше внимание на то, что одно из предложенных вам устройств, было связано с незнанием принципа действия сообщающихся сосудов. И вы после выполнения задания постарайтесь нам об этом рассказать. Ну, что успехов.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель:
Итак, я думаю все готовы.
Расскажите, в каких устройствах используются сообщающиеся сосуды?
А какой опыт человечества был связан с незнанием принципа действия сообщающихся сосудов?
Ученики называют акведуки
Учитель:
Внимание!
Вы успешно собрали кубики, на каждой грани которых описан опыт поколений. И сейчас ваши кубики стали моделью накопленного человечеством опыта.
Подумайте и скажите, пожалуйста, есть ли у кубика главные и второстепенные грани?
Ученики:
Нет.
Учитель:
Тогда есть ли в опыте человечества что-то главное и второстепенное?
Ученики:
Нет.
Учитель:
Совершенно верно. Любой опыт, будь он удачным или не очень удачным являются
равноправными. Так что не бойтесь ошибаться, не бойтесь набираться опыта, учитесь творить.
Я прошу помочь мне сделать общий вывод по нашему уроку.
Дети делают вывод.
Учитель:
Человечество, выдвигая гипотезы, стремиться к подлинно научной теории, и мы сегодня прошли его путем, открывая для себя уже известные человечеству сообщающиеся сосуды.
Мне было приятно и интересно работать с вами.
А вам было интересно? А что именно вам понравилось на нашем уроке?
Домашнее задание: п.32 и материалы сайта "Сообщающиеся сосуды".