Педагог дополнительного образования: что стоит за новой должностью?
Сможет ли переименование должности руководителя кружка, секции, студии или других объединений по интересам в должность педагога дополнительного образования детей и молодежи улучшить социальный статус людей, которые усердствуют на ниве воспитания подрастающего поколения? И что даст переименование учреждений внешкольного воспитания и обучения в учреждения дополнительного образования детей и молодежи? Именно эти два вопроса особенно интересовали журналистов после вступления с 1 сентября в действие Кодекса об образовании.
По данным главного образовательного ведомства, сегодня в стране действует 381 учреждение дополнительного образования детей и молодежи, на базе которых постоянно функционируют около 32 тысяч объединений по интересам. Практически системой дополнительного образования охвачен каждый третий белорусский школьник. Причем, несмотря на демографическую ситуацию в Беларуси, за последние пять лет число воспитанников учреждений дополнительного образования увеличилась в среднем по стране более чем на 10 процентов. Беларусь не без оснований гордится тем, что, в отличие от многих других бывших республик Советского Союза, нам удалось не только полностью сохранить всю сеть учреждений внешкольного воспитания и обучения, но и их доступность.
По-прежнему кружки остаются или полностью бесплатными, или за их посещение взимается символическая плата. Если до принятия Кодекса бесплатно посещать объединения по интересам в учреждениях внешкольного воспитания и обучения могли молодые люди в возрасте до 18 лет, то сейчас в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи возраст воспитанников увеличился до 31 года. Правда, с одним условием: молодые люди должны относиться к категории "учащаяся молодежь" - то есть, учиться в профтехучилищах, ссузах или получать высшее образование.
- Кодекс определил новые подходы в организации дополнительного образования детей и молодежи, - объясняет заместитель министра образования Виктор Якжик. - В частности, активное развитие заочно-дистанционной формы обучения позволит привлекать к занятиям в кружках детей с ограниченными возможностями. В Кодексе сформулированы общие требования при реализации программ дополнительного образования детей и молодежи, указаны подходы к разработке образовательных программ, выдаче документа об обучении. Это нововведение предусматривает аттестацию для учащихся, которые будут усваивать содержание дополнительной образовательной программы на углубленном уровне.
Виктор Якжик рассказал, что сегодня в системе дополнительного образования задействованы более 17 тысяч педагогов. Хотя работа в этой сфере совсем не обязательно требует наличия у главы объединения по интересам профильного педагогического образования. Довольно часто в педагогическую сферу приходят специалисты из других сфер нашей жизни. Целенаправленно педагогов для системы дополнительного образования готовят в стране считанные учебные заведения. Для примера, в Белорусском государственном педагогическом университете есть "двойная" специальность "Физика, техническое творчество", и в этом году шестеро выпускников БГПУ были распределены в Республиканский центр технического творчества учащихся. Но гораздо чаще переподготовкой кадров для учреждений дополнительного образования занимаются институты развития образования, Академия последипломного образования и республиканские центры дополнительного образования.
Сейчас средние зарплаты в этой сфере составляют около 1 миллиона рублей, однако не следует путать размер ставки со средними зарплатами. Можно ли заинтересовать такими заработками, например, мужчин и тем более задержать после двухлетней отработки по распределению молодых специалистов? Вопрос этот из разряда риторических. В Минске, например, проанализировали возрастной состав работников учреждений дополнительного образования и выяснили, что "кадровое ядро" составляют люди в 40-летнем возрасте, работающие в системе уже много лет. А вот с молодым пополнением наблюдаются серьезные проблемы...
- Как правило, с детьми работают очень одержимые и влюбленные в свою работу люди, Педагоги от Бога, настоящие энтузиасты, и только этим объясняется отсутствие текучести кадров при достаточно низком уровне зарплат, - делится своими мыслями директор Национального центра художественного творчества детей и молодежи Надежда Васильченко. - Многие из них сами являются воспитанниками этих учреждений. К тому же ни для кого не секрет, что между школьным учителем и педагогом дополнительного образования существует принципиальная разница. Если школьного учителя дети не выбирают, а ходить в школу за знаниями - это их, так сказать, главная жизненная задача и даже обязанность, то заставить детей посещать кружок или секцию просто невозможно, если им там неинтересно. Педагогов, под руководством которых они занимаются своим любимым делом, дети выбирают себе самостоятельно. Они очень тонко чувствуют формализм и не прощают равнодушия взрослым.
И все-таки, сколько можно эксплуатировать лучшие душевные качества этих людей? Почему нельзя поощрить самых талантливых педагогов, к которым выстраиваются очереди из желающих у них учиться?
Виктор Якжик уверен, что педагог дополнительного образования станет равноправным членом в общей педагогической семье. Однако пока что от переименования должности педагоги дополнительного образования ничего не получили, кроме морального удовлетворения, так как "руководитель кружка" звучит скромнее, чем "педагог дополнительного образования". Переименование должности не повлекло для них изменений в условиях и порядке оплаты их труда. Как и в продолжительности трудового отпуска. Это еще одна проблема, которая не решается несколько лет. Ранее у руководителей объединений по интересам было 42 дня отпуска, а сейчас - только 24. Для примера, если у школьных психологов отдых составляет 56 дней, то у психологов, работающих в учреждениях дополнительного образования, - 24 дня. И чем они хуже школьных педагогов?
Кстати, психологи считают, что родители ни в коем случае не должны оказывать давление на своего ребенка при выборе того или иного кружка, клуба или секции. Только занятие по душе может принести реальную пользу. А определиться с выбором сразу могут не все. Находиться в процессе поиска - это нормальное состояние любого ребенка, который хочет самореализоваться. В силах родителей ему в этом помочь, что-то подсказать, посоветовать, но их мнения и жизненный опыт не должны быть решающими при осуществлении выбора...
В последнее время просто бешеным спросом у родителей пользуются так называемые школы раннего развития. В Республиканском центре технического творчества учащихся также действует школа раннего технического развития для детей с трехлетнего возраста и кружок начального технического моделирования (с пяти лет). Есть школа раннего развития и в Республиканском центре художественного творчества детей и молодежи.
- Безусловно, интерес у детей и юношей к техническому творчеству сегодня не такой большой, как в советские времена, - признается директор Республиканского центра технического творчества учащихся Александр ДОЛЖЕВСКИЙ. - Особенно мы ощущаем это по наполняемости кружков авиамоделирования и судомоделявания. Зато на волне популярности находятся картинг, цифровая фотография, компьютерная графика, режиссура телевидения, подготовка ведущих для телевидения. Всего у нас 110 кружков по 32-м направлениям. В центре можно заниматься реконструкцией рыцарского вооружения, моделированием транспортной техники, скоростной радиотелеграфией, спортивной радиопеленгацией, мультипликацией, стереофотографией (3D), инженерной графикой, техническим дизайном, радиоэлектроникой и так далее.
Педагоги признаются, что нередко сами родители подсказывают им открытие новых направлений. Так, в столичном Дворце детей и молодежи начали готовить будущих предпринимателей и бизнесменов. Взрослые посчитали, что нужные знания для открытия собственного дела нужно приобретать еще в школьном возрасте.
Виктор Якжик считает, что занятия в кружках - это не просто хобби. Для многих они определили профессиональный выбор на всю жизнь: примерно 15 процентов студентов вузов выбрали свои технические специальности под влиянием занятий в объединениях по интересам. По мнению Виктора Якжика, это статистика подтверждает, что учреждения дополнительного образования - мощный ресурс профессиональной ориентации. Поэтому надо обеспечить более плотную их интеграцию в систему образования и наладить сотрудничество с профессионально-техническими, средними специальными и высшими заведениями, а также с предприятиями. Это одно из перспективных направлений Программы развития учреждений дополнительного образования на 2012-2015 годы, работа над которой сейчас ведется