Это не просто учебное заведение с определенными достижениями. Это место, где формируются взгляды, где меняются стереотипы. Я хочу посвятить этот материал трем маленьким героям, каждый из которых, я думаю, способен дать свой урок.
Елисей: целеустремленность
Достижениям этого мальчика можно только удивляться. Он читает, складывает цифры. Обзавелся друзьями в интернете. И это притом, что у Елисея тяжелые нарушения речи, при которых он не может общаться со своими сверстниками, и слабые руки, чтобы писать в тетради. Для работы и общения он использует ноутбук, буковки и цифры на котором набирает подбородком.
С Елисеем мы познакомились на ... морском дне. Так оформлен класс, в котором в минигруппах занимаются детки, которые имеют проблемы в обучении или тяжелое нарушение речи. Мягкие стены, на которых можно нащупать различные фигурки, шариковый бассейн, ящик с песком, маты и ковер, стул для релаксации - все это используется не только для сенсорного развития, но и помогает детям усваивать разные науки. Причем те же математику и чтение дети могут постигать не только сидя за партами, но и, например, расположившись на ковре и слушая учительницу из-за ширмы, или смотря спектакль. Все же таким деткам даже высидеть урок уже испытание, диагнозы дают о себе знать, малыши быстрее устают. Поэтому ребята, которые имеют сложности в обучении или у них тяжелые нарушения речи, на предметах "математика", "русский язык", "человек и мир" занимаются с педагогом-дефектологом отдельно от своих здоровых одноклассников. Зато на уроках музыки, труда, искусства и на школьных праздниках больные и здоровые детки вместе.
25-я школа в микрорайоне Брилевичи, где есть классы с интегрированным обучением, в основном помогает ребятам с детским церебральным параличом.
Сегодня в 25-й школе три интегрированных класса, и рядом со здоровыми детками получили возможность обучаться 11 больных. Всего же в школе тысяча учеников.
Как здесь уверены, главное - придерживаться баланса - деток с особенностями не должно быть много, иначе это не будет интеграцией, и вряд ли такую организацию будут воспринимать как обычную общеобразовательную школу.
В одном классе максимум может быть четыре больных ребенка. Причем для них создаются условия, чтобы малыши не чувствовали себя изолированными. Так, дети с особенностями не учатся в одном месте - в течение дня им приходится несколько раз перемещаться через длинный школьный коридор, чтобы из классного помещения, например, попасть в класс коррекционного обучения. И в школе никого уже не удивляет, что по коридору проезжает коляска...
Интересно, что многие проблемы, которые рисовало сознание взрослых, как выяснилось, для детей не существуют. Так, в школе опасались детской жестокости или наоборот, ранимости, когда здоровые дети столкнутся с тем, о чем раньше не знали, и будут страдать. Но детскому населению школы чужие категории нормы - не нормы, они не обособляются от больных детей. Скорее наоборот.
Так, если Елисей приезжает на общие занятия, одноклассники окружают его. Облепляют, как муравьи, что-то рассказывают, понимают на уровне взглядов и жестов, стараются помочь. Мы видели, как малыши искренне радовались его приезду. Видимо, дело не столько в том, что в детях пробуждается сочувствие, тут что-то другое. Возможно, здоровые дети просто чувствуют, как Елисей ценит то, что они рядом.
- Елисей большой молодец. Он старается не только на уроках. Когда мальчик пришел к нам в школу, казалось, что с коляски, на которой его возят, он никогда не встанет. А сегодня его мать берет под руки и он передвигается. Возможно, то, что он находится рядом со здоровыми детьми, стимулирует его на такие подвиги. Если собрать одних больных вместе - то все разговоры и мысли будут только о болезнях. И совсем другое настроение и мотивация, когда рядом кипит жизнь, здоровая жизнь, - отмечает заместитель директора Татьяна Бондаренко.
Стас: оптимизм
Стасик первым начал разговор: "Эту статью я сохраню на память"... Думаю, что всему 1-му "Е", где сейчас учится этот жизнерадостный, общительный мальчик, очень повезло. Это как теплое солнышко, готовое со всеми поделиться своим светлым настроением. Стас в восторге от школы, он всегда ждет занятий, и на каком бы уроке мы его в этот день не встречали, мальчик всегда улыбался. Он даже матери говорит, что не будет болеть, чтобы не пропускать школу. И этот оптимизм - заразная вещь. Некоторые детки разделяют увлечения Стаса и даже могут выдать что-то вроде "это не школа, а сплошное удовольствие". На всех занятиях Стас вместе с одноклассниками, даже если у детей физкультура, он занимается рядом со своим тренером - делает адаптивные упражнения. Справляется ли Стас на уроках, интересуюсь у его мамы Елены Челядинской, которая сопровождает мальчика.
- Писать и читать он научился еще до школы. Единственная проблема в том, что ему трудно держать руку, чтобы писать. Любимый предмет у него - физкультура. Он видит, как все дети занимаются. И для него это стимул. Ведь он там, где все, он такой, как все! - замечает Елена Николаевна. - У сына изменилось отношение к детям. Его несколько раз обижали во дворе, на детской площадке, и он побаивался детей. Сейчас он думает по-другому, он уверен, что все хорошие, что все ему помогут. Когда мы идем на занятия, дети подбегают, здороваются, хватают его за руку, помогают дойти, усаживают, помогают книжки разложить. Раньше он боялся меня отпускать: были истерики, страх в глазах, слезы - мама всегда должна быть рядом, сидеть с ним на уроках. Теперь он даже говорит: "Мама, мне без тебя лучше, я с детьми играю".
- На ваш взгляд, что должно измениться в стране, чтобы дети с ограничениями могли себя комфортно чувствовать?
- Должно измениться отношение людей. Мы боялись, как дети будут относиться к больным малышам. Но у детей все нормально. Напрягает отношение взрослых. Больных детей многие воспринимают какими-то несчастными, бедными. А они ничем не отличаются от других, у них только проблема со здоровьем. Этим детям не нужна жалость, им это очень не нравится...
Конечно, комфортная интеграция - это еще и заслуга педагогов школы. Все же - большое мастерство так организовать учебный процесс, чтобы все чувствовали от этого только пользу. Тем более что здесь используются передовые технологии. Дети с удовольствием занимаются в леготеке. Разве те же первоклашки не полюбят школу, в которой, например, математику они усваивают за конструктором "Лего", причем в необычном классе, который скорее напоминает игровую комнату? Получается, что педагоги школы, ища технологии, которые помогали бы больным детям (работа с конструктором - это сенсорные занятия, которые очень полезны для деток с ДЦП), создают то, что служит для всей школы.
25-я школа - с художественным уклоном. И поэтому здесь для детишек с особенностями есть условия, чтобы заниматься арттерапией. И тут здоровые детки могут многому поучиться у больных. "У таких деток умственное развитие может идти впереди физического. Они нестандартно мыслят, у них нет столько стереотипов, как у здоровых малышей. Они из глины делают шикарные вещи, и многое из этого я использую в работе со здоровыми детками", - замечает педагог по керамике Ирина Фастовец.
Кристина: независимость
- Кристина, у тебя есть помощники? - интересуюсь у ученицы четвертого класса.
- Мне больше нравится, когда я все делаю сама, - обижается девочка.
Она без проблем передвигается по школе на коляске, догоняет на ней своих одноклассников и даже занимается бальными танцами на коляске!